Без преувеличения, триумфальный вход запрещенных в России талибов в столицу Афганистана стал трагической неожиданностью для самих жителей Кабула и иностранных государств, столь кропотливо и долго создававших себе новую афганскую государственность. Еще два-три дня назад неслись бодрые заявления о неприступности столицы для студентов (талибы в переводе с пушту – студенты медресе, ученики), о боеспособности подконтрольных президенту Ашрафу Гани вооруженных сил, о нерушимости гарантий США и их союзников своим сторонникам.
Однако факт остается фактом. 15 августа талибы рапортуют об установлении ими полного контроля над страной в целом и над столицей в частности. Какие-то спецподразделения Запада еще контролируют международный аэропорт, обеспечивая возможность эвакуации дипмиссий. При этом в аэропорту давка и хаос, не имеющий аналогов в истории. Проамериканские переводчики и торговцы, пропагандисты и чиновники безуспешно штурмуют терминалы. Пока безуспешно, янки еще со времен «Титаника» сначала вывозят чистую публику (то есть своих граждан). Это, кстати, определенный урок американским агентам влияния и в других странах. В случае чего, в момент бросят и не пожалеют.
Следует отметить, что в выводе американского контингента из Афганистана и демократы, и республиканцы проявляли редкое единодушие. Вывод готовил Трамп, а закончил Байден. Остается загадкой, почему все-таки войска покинули укрепрайоны и базы. Возможно, причина кроется в непереносимых потерях американцев и их союзников в необъявленной войне, потерях, которые до поры до времени скрываются от самих американцев. Поскольку «американский образ жизни» в любой стране держится исключительно на штыках (еще и на долларах, но американцы предпочитали держать народ Афганистана в полной нищете), то события могли быть легко спрогнозированы еще весной. Не тогда надо ли было вывозить своих сограждан и сторонников? Нет, дотянули до того дня, когда взлетная полоса стала простреливаться из талибских автоматов.
В целом крах прозападного режима стал крахом американской и британской политики в регионе. Столетиями англосаксы несли на многострадальную землю Афганистана насилие и поборы. При этом забывалась старая истина, что за всю историю никто и никогда не мог покорить свободолюбивый народ. Талибы пришли к власти на антизападных настроениях, это их «конёк». Не беда, что афганские радикалы были взращены западными спецслужбами еще в восьмидесятые годы. Зверь вырос и набросился на своего же хозяина. Так что будут еще и сожженные американские флаги, и антизападные демонстрации. Америка получила в регионе еще одного непримиримого противника.
Впрочем, приход исламистов к власти создает проблемы не только объединенному Западу. В центре Азии появляется огромный регион с несговорчивым правительством, вооруженным до зубов населением, радикальной правовой системой и экспансионистскими притязаниями. Как это отразится на китайских проектах единой Азии, торговом Шелковом пути, остается только гадать.
Приход талибов к власти – это и удар по умеренным светским силам в самом Афганистане. Не все, как вчерашний президент Гани, жалкий кабинетный ученый, смогут вернуться к преподаванию в Калифорнийском университете. Остальным придется приспосабливаться к «исламскому образу жизни», насаждаемому талибами. При этом известно, что применяемое «студентами» шариатское право строго обходится с нарушителями в студенческой аудитории. Известную поддержку светским политикам Афганистана оказывала армия, но она деморализована, частью разбежалась, частью перешла на сторону талибов. При этом проект «светский Афганистан» нельзя считать полностью исчерпанным, в стране далеко не все поддерживают талибов (прежде всего, афганские таджики и узбеки). Тем более, что есть опыт 2001 года, когда таджикско-узбекский Северный альянс при зарубежной поддержке вынудил талибов сдать власть в Кабуле и на значительной территории страны.
Сейчас многое будет зависеть и от самих талибов. Если они снова проявят себя зверскими расправами и гонениями на своих противников, мировое сообщество будет стремиться к их скорейшему уничтожению, не за горами будет новая оккупация многострадального Афганистана. Однако талибы могут, не изменяя вектора своей политике, подойти к разрешению кризиса с большей терпимостью и мягкостью. Тем более, что столь почитаемый ими пророк Магомет завещал терпимость и милосердие к поверженному врагу. Этим, возможно, талибы обеспечат себе признание хотя бы частью мирового сообщества.
А что же Россия? Еще в 2003 году движение Талибан было признано Верховным Судом Российской Федерации экстремистским и запрещено на территории нашей страны. С другой стороны, наше посольство не эвакуируется, в отличие от дипмиссий других стран, талибы пока гарантируют неприкосновенность дипломатам. Видимо, как часто случается в международной политике, придется сесть за стол переговоров и с недавним недругом. Тем более, что российско-афганской дипломатической игре есть и козыри. Именно Афганистан первым признал РСФСР и установил с нашей страной дипотношения. Несмотря на неоднозначное отношение афганцев к советскому военному присутствию в 1979-89 гг., силы и средства, вложенные в строительство заводов и дорог, школ и мостов при помощи советских специалистов, не пропали. Ни один народ никогда не оказывал Афганистану такую действенную помощь, а на Востоке добрые дела не принято забывать. Кроме того, Россия не может восприниматься как часть столь ненавидимого талибами коллективного Запада, у нас независимая (насколько это возможно) внешняя политика. Россия никогда не относилась к исламскому миру с ненавистью и презрением, это свойственно исключительно англо-саксонским колонизаторам еще с прошлых веков. Поэтому я не исключаю, что и с нынешним кабульским режимом удастся установить предсказуемые отношения, дающие как россиянам, так и афганцам обоюдные гарантии.
Константин Борисович Ерофеев, правовед, публицист
http://www.allcossacks.ru/