Атаман Всероссийского казачьего войска и экс-атаман Кубанского войска Николай Долуда заявил о намерении участвовать в выборах в Госдуму. В новый состав парламента, вероятно, пройдут и уже действующие депутаты, так или иначе связанные с казачеством, от Ростовской области.
Среди участников праймериз «Единой России» (правда, в Москве) – политолог и главный редактор электронного научного журнала «Архонт», советник Верховного Атамана Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков-воинов России и Зарубежья» Антон Бредихин. «Обзор» пообщался с экспертом, расспросив его о видении развития современного казачества, его проблемах и том, смогут ли российские казаки стать реальной силой в новом созыве российского парламента.
Возрождению казачества в современной России уже 30 лет. Что вы считаете главным достижением и главным провалом за это время? Удалось ли реализовать те задачи, которые стоявшие у истоков возрождения атаманы ставили в начале 1990-х?
Казачество приступило к Возрождению в 1980-х годах, сейчас уже идет следующий этап – развития. За это время сменилось многое. И атаманы, и сам формат казачьих обществ, и подход государства. Успехом для власти стоит назвать принятие Стратегий государственной политики в отношении казачества, целевых программ финансирования. Успехом для казаков, на мой взгляд, выступает создание системы непрерывного казачьего образования, уникальной по своей природе и не имеющей прецедентов в нашей стране.
Сегодня, оглядываясь на прошедший период, стоить отметить, что многое из начатого в 1990-е годы так и осталось нереализованным. Изучая научные исследования того периода и 2000-х годов, я столкнулся с мыслью о том, что тогда реально формировалось казачье самоуправление. Схожее с имперским, уничтожаемое в годы советской власти. И в уставах муниципалитетов прописывалось право казаков на создание органов территориального общественного самоуправления населения. Сегодня этого нет. Так и не состоялся референдум по объединению Ростовской и Волгоградской областей в Донской край. А принятый в 2005 году ФЗ № 154 «О государственной службе российского казачества» так и не принес казакам реальных статусов государственных служащих.
Реестровое казачество сегодня, по крайней мере, на Юге России не стало экономически самостоятельным и существует за бюджетный счет. Почему? Что и как должно поменяться в этой ситуации?
Говорить, что реестр сидит на «мешках с деньгами» – преувеличение. Особенно когда речь идет о казаках не на Дону или Кубани. Несомненно, есть региональные и муниципальные программы финансирования, но расходы из них идут на кадетские корпуса, казачьи дружины, культурно-массовые мероприятия. Тот же Всемирный конгресс казаков в Новочеркасске выступает одной из статей финансирования. Потому и расхожее мнение, что в реестр идут за деньгами – это глупость.
Но государственная поддержка не может выступать единственным источником их деятельности. Казаки отнюдь не дотационны! Размышления о форме казачьих объединений в качестве коопераций имели место с начала периода Возрождения. И это был верный путь. Экономическая деятельность ведется многими казаками, а на Дону до революции самыми богатыми людьми были казаки-староверы. Сегодня возникает необходимость поддержки казачьих предприятий, основанных казаками и приносящих десятину. Нужны казачьи рынки сбыта, наподобие того, что возникал в агрокластере «Фуд Сити» в Москве. Пора забывать о навязанном стереотипе, что «казаки – люди бедны». И сама форма казачьих обществ как «некоммерческих организаций» – ошибочна. Наверное поэтому, выступая осенью прошлого года в Краснодаре помощник президента Российской Федерации Анатолий Серышев призвал казачью молодежь формировать казачью экономику, быть самодостаточными и показывать всем высокий уровень материальной обеспеченности.
Один из главных дискуссионных вопросов современного казачества – сословие или нация. Должны ли в казачестве быть только родовые казаки или записываться могут все желающие?
Согласно Конституции сословий в нашей стране нет. Значит и говорить о казаках как о сословии неверно. Да и в Российской империи казаки не представляли собой сословие в прямом смысле этого слова. Были казаки-дворяне, казаки-купцы, казаки-священники. Разве слышал кто-то о дворянах-крестьянах? Нет.
Вопрос казачьей идентичности, пожалуй, заслуживает отдельного интервью. Говоря же о том, кто казак, а кто нет, необходимо исходить из принципа идентичности, приведенного Михаилом Шолоховым в романе «Тихий Дон»: «казаки от казаков ведутся». Сегодня, после геноцида, устроенного советскими властями, после тяжелейшей раны Великой Отечественной войны, нельзя придерживаться правила о происхождении от казаков по прямой мужской линии. Это неверно и губительно. Но и набирать всех подряд это путь в никуда. Сейчас не XV век, и говорить, что человек не происходящий от казаков вдруг пропитался «казачьим духом» и ощутил себя казаком – глупость и дискредитация казачьего движения в целом.
Не секрет, что среди современных казаков, как реестровых, так и нет, помимо православия активно распространяется неоязычество, различные славянские культы. Об этом заявляли, например, иерархи, РПЦ. Это нормально? Почему так происходит?
К сожалению, факт имеет место. Именно по этому поводу выступал митрополит Ставропольский и Невиномысский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Кирилл. А ведь кроме сектантства и неоязычества возникают так называемые «Казачьи православные церкви». О чем это говорит? О том, что недоработали атаманы, принимая в свои общества сектантов. О том, что движение казаков настолько неоднородно, что некоторые становятся марионетками в руках иностранных спецслужб. И им точно также, как и все последние годы на Украине, навязываются идеи о создании раскольнических организаций, сект. От нас по соседству все это успешно работает. Но в это же время мы знаем много прекрасных примеров борьбы казаков с сектантством, создаются специализированные управления, ведется мониторинг. И говорить, что все казаки ушли в ересь – это неверно. Казаки в большинстве своем как были, так и остаются воинами Христовыми.
Закрывать же страницу Гражданской войны должно все российское общество.
Н.С. Самокиш, Бой за знамя. Атака (1922); центральный фрагмент картины
Антон Викторович, должен ли, по вашему мнению, решаться вопрос с объединением реестровых и нереестровых казаков?
Ответ однозначный – да! Пора преодолевать и этот этап раскола казаков. Стирать искусственную границу, выгодную кому угодно, но не самим казакам.
– В 2019 году создано Всероссийское казачье общество. В процессе его формирования многие казаки высказывали надежды, что его возглавит лично президент. Произошло иначе. Как создание этой структуры повлияло на жизнь казаков? Видна ли ее реальная деятельность?
Создание Всероссийского казачьего общества оказалось слишком затянувшимся процессом. Его создание должно было произойти еще в 1990-е годы. Но случилось через 20 лет. Могу сказать лишь одно – дождались! Сегодня, по сути, оно представляет собой подведомственную организацию Федерального агентства по делам национальностей и главного штаба всех 12 реестровых войсковых казачьих обществ. Учитывая специфику 2020 года, вообще мало кого можно оценить. Потому здесь нужно подождать и посмотреть на ту политическую стратегию, которую выбирает для себя руководство войска.
– Еще одна линия раскола современного казачества – красные и белые. Часть казаков сохраняют верность традициям и идеям белого движения, другие же, в мейнстриме медийной повестки и запросов общества, с ностальгией говорят об СССР. Государство за прошедшие 30 лет не выработало никакой четкой позиции о том, как относиться к этому страшному противостоянию начала XX века. На ваш взгляд – где выход? Как сделать так, чтобы в гражданской войне была поставлена точка?
Говорить о линии раскола красные VS белые слишком скромно. Сейчас есть и казаки либералы, и радикалы, и коммунисты, и консерваторы и прочая, и прочая. Казаки всех идеологических воззрений. И это ошибка. В Новочеркасске стоит памятник Примирения и Согласия. И смотря на него, казаки вспоминают, сколько же зла и бед принесли вот эти идеологические войны. Для казаков есть лишь идеология – казачья. Все остальное извне, чужое. Казаки – патриоты. Чтут свою историю, семью, традиции, уклад жизни. Так зачем им учения немецких марксистов или британских либералов? Тот же анархизм Махно чужд для казаков. Закрывать же страницу Гражданской войны должно все российское общество. И сделать должные выводы о недопустимости повторения подобных событий, необходимости пресечения их проявлений на самом корню.
Казачество крайне неактивно участвует в современной политике. Есть отдельные депутаты-казаки, в южных регионах даже отдельные главы формально надевают черкеску или форму, но казачество не стало реальной политической силой, способной не просто просить денег из бюджета, а заявлять о своих интересах. Что нужно, чтобы ситуация поменялась?
Снижение казачьей активности, а точнее фактически отсутствие казаков в политике – негативная тенденция. Если у дореволюционных казаков была своя фракция в Государственной Думе, то сегодня реестровым казакам нельзя состоять в политических партиях. «Казачья партия Российской Федерации» так и не прошла в парламент, а представительство в законодательных органах на местах крайне незначительно.
В феврале я спросил у лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, готов ли он поддерживать казачество, на что получил ответ, что с рядом казачьих атаманов эсеры провели переговоры и они будут участвовать в выборах различных уровней. Бесспорно, казаки получают наибольшее число депутатских мандатов через «Единую России» и ОНФ. Да и ЛДПР не откажется от казачьих голосов. КПРФ же давно взаимодействует с красным казачеством. «Парнас» и тот активен в казачьем направлении!
В 2000-е годы была возможность создания полноценной казачьей фракции в Госдуме, но что-то пошло не так. Сейчас же нужно добиваться активизации атаманов. Во многих регионах они занимают не только муниципальные должности (например, заместителей глав районов на Кубани), но и позиции заместителей и советников губернаторов. Во многих регионах именно эти позиции они теряют, как, например, в Ростовской области. Потому и на думские выборы должны выдвигаться атаманы всех реестровых войсковых казачьих обществ и крупных общественных объединений казаков. Не по одиночке, а блоком, чтобы показать, что казаки — серьезная политическая сила.