От Сибирских казаков!!!
Общероссийская общественная организация по развитию казачества
656043, Россия, Алтайский край,
г. Барнаул, ул. Ползунова, 41
21 июля 2020г.
По вопросу установки памятника атаману Ермаку в Тобольске
Письменная история Сибири, за небольшим исключением, начинается с периода решающего сражения отряда казаков под предводительством Ермака с ратью хана Кучума. Битву Кучум проиграл и навсегда потерял власть в Сибирском ханстве. Но впереди предстояла огромная работа, призванная доказать огромному количеству населявших Сибирь народов обоюдновыгодный переход их под юрисдикцию России. Русский народ выбрал для себя самый тяжелый путь: по тундре, тайге и бескрайним степям. Опередив стремящихся к сибирским берегам европейских мореплавателей, оставив Сибирь за Россией, преодолев военные столкновения, практически доказав выгоду торговых отношений с московитами и дальнейшее благополучие всего многонационального состава коренных сибирских народов по покровом могучего русского государства.
Сегодня рассказывать об этом представителям национально-культурной автономии сибирских татар в Тобольске и татарской общественной организации «Наследие» это сильно их забавлять. Они прекрасно знают о роли и значении в истории Сибири личности Ермака, достойной вечного прославления и увековечения.
Всякий раз, когда речь заходит о нем, поднимается националистический гвалт, целью которого как раз и является разжигание национальной розни, о которой они сами и пишут. Этот тлеющий запал для розни бережно хранится отдельными представителями татарской диаспоры и постоянно используются для достижения своих целей.
Не следует бояться устрашающих писем, ссылок на пример современного противостояния в Америке. Мы не позволим переписать историю России и Сибири. Мы не позволим наших выдающихся исторических деятелей превратить в «воров» и «разбойников».
Как скоро стало забываться, что действия воевод И. Мансурова, В. Сукина, И. Мясного и Д. Чулкова разгромивших Сибирское ханство, построивших на подвластной территории остроги и города, закрепили результаты похода Ермака, принявших участие в строительстве городов Тюмени, а затем Тобольска — административной столицы Сибири. В этом деле всегда участвовали сибирские татары.
Не хочется напоминать современным представителям Тюменской татарской диаспоры, что именно в Тюмени первоначально находились около 75 служилых татар, а во второй половине XVII века свыше 100 человек. Это была немногочисленная, но существенная часть тюрков, исправно служившая царской власти в течение 300 лет. В конце XVII века они составляли в Тобольске 11,9% от служилого сословия, а в Тюмени в 1699 году - 11,4%.
Служилые татары продолжали дело атамана Ермака и являлись одним из компонентов пестрого по происхождению и составу сибирского казачества. Не смотря на обособленное положение, они пережили в развитии такие же этапы, что и все казачество. Сибирский татарский полк располагался в Тобольской губернии. В 1725 году Губернатор М.В. Долгорукий добился утверждения в Сенате штатного расписания служилого войска, где из 9300 человек самая большая в Тобольске — 1150 человек, что составляло четвертую часть от всех служилых. В 1861 году произошла новая реорганизация: Тобольский, Сибирский, Татарский (Тобольский конный) и Томский полки были причислены к Сибирскому линейному казачьему войску. Ликвидация татарского казачества была связана, во-первых, с созданием Сибирского казачьего войска; во-вторых, российские границы стали отодвигаться все дальше на юг; в-третьих, происходило укрепление гражданской администрации, в том числе правоохранительных органов, многие функции которых ранее выполняли казаки.
Необходимо отметить, что на протяжении веков духовным центром Сибири оставался г. Тобольск. Свидетельством тому — обелиск Ермаку, воздвигнутый в 1839 году на Чукманском мысу, куда вел Казачий взвоз. Его строгая классическая форма отвечала идее подвига атамана Ермака, простых, но мужественных людей, приумноживших территорию России. Это было торжественное и радостное событие для всех жителей Сибири.
Во всех сибирских летописях имя и дело Ермака проводятся как Божья воля, поход был деянием православным, святым, что и мотивировало введение в летописное повествование С.У. Ремезова необычайно большого количества «чудес», в том числе посмертных, случившихся после гибели Ермака.
Имя и дело Ермака, воспето во всех видах литературы, искусства и народного творчества, отражено в музыкально-песенном фольклоре, танцевальном и театральном видах искусства. Ни один праздник сибиряков не обходится без упоминания казаков и их славного атамана Ермака.
Современный процесс возрождения и развития сибирского казачества немыслим без имени атамана Ермака. На все это замахнулись отдельные представители татарских общественных организаций Тюмени и Тобольска. Самим представителям братского народа сибирских татар надо крепко подумать над тем, кому Вы предоставили право говорить от Вашего имени, строить утверждения, оскорбляющие историческую память жителей Сибири и потомков сибирского казачества.
Атаман Регионального отделения СКВРиЗ в Алтайском крае
Почетный казак СКВРиЗ
казачий полковник Ю.А. Белозерцев