Работа над проектом Федерального закона о развитии казачества, подготовленного по инициативе Атамана Кубанского ВКО Николая Долуды, идет в ряде войсковых казачьих обществ. Не осталось в стороне и Волжское войсковое казачье общество.
В адрес КИАЦ свои предложения, касающиеся понятийного аппарата, используемого для целей упомянутого закона, прислал атаман Западного Окружного казачьего общества Волжского ВКО войсковой старшина Алексей Иванов.
В частности, он предлагает статью 2 изложить в следующей редакции:
1. российское казачество (далее также — казачество) — исторически сложившаяся этно-культурная общность граждан, проживающих на определенных территориях, имеющих самобытную культуру, традиционные хозяйственный уклад и национальную одежду;
2. казачья община — территориальное объединение казаков в форме некоммерческой организации, объединившихся на основе общности интересов, создаваемое на территории их проживания в целях организации казачьего самоуправления (общественно-территориального самоуправления), сохранения и развития образа жизни, быта, самобытных традиций казачьей культуры, семейного воспитания молодых казаков, хозяйственного уклада, форм землевладения и землепользования, а также зашиты прав и законных интересов членов общины. Казачьи общины вправе объединяться в территориальные союзы, землячества, общероссийское казачье объединение;
3. казачье общество — отдельная форма некоммерческой организации с фиксированной численностью, созданное членами казачьих общин в целях несения государственной и иной службы, определенной настоящим законом. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Войсковые казачьи общества объединены в Общероссийское казачье войско. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. В одном муниципальном образовании или в субъекте РФ может быть создано только одно казачье общество соответствующего уровня;
4. государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;
5. казак (казачка) — лицо, являющееся прямым потомком казаков или причисляющее себя к таковым;
6. казак на службе — гражданин Российской Федерации, состоящий в казачьем обществе, внесенном в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее также — реестр), и принявший на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной или иной службы;
7. казачий круг (сбор) — представительный орган казачьей общины или казачьего общества, созываемый из казаков или из выборных представителей казачества для решения всех вопросов казачьей общины (казачьего общества) в соответствии с уставами указанных общин (обществ) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8. зарубежное казачество — казачьи организации и соотечественники, проживающие за рубежом, из числа казаков, чьи предки вынужденно покинули РСФСР (или СССР), проявляющие интерес и взаимодействующие с казачьими обществами Российской Федерации, как правило, осуществляющие деятельность по отстаиванию интересов России за рубежом.
Таким образом, убирается понятие «казачье сообщество», вносящее путаницу в дальнейший текст. Казачьи организации остаются двух видов:
1. Казачья община – объединение казаков и членов их семей, создаваемое в целях организации казачьего самоуправления (общественно-территориального самоуправления), сохранения и развития образа жизни, быта, самобытных традиций казачьей культуры, семейного воспитания молодых казаков, хозяйственного уклада, форм землевладения и землепользования, а также зашиты прав и законных интересов членов общины. Казачьи общины действуют в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством РФ.
2. Казачье общество – организация, состоящая из членов казачьей общины в возрасте 18 – 65 лет, в целях несения государственной и иной службы, установленной в законе. Казачьи общества имеют строгую вертикаль управления, не могут быть созданы вне казачьей войсковой структуры, действующей в соответствующем субъекте РФ, на них распространяется законодательство РФ в части несения службы.
Последующий текст Закона считаю целесообразным переработать с учетом приведенного понятийного аппарата.
Так же, учитывая опыт Западного округа ВКВ, поддерживаю предложение атамана НГКО в части введения в Закон отдельной главы об участии казачьих войск в мероприятиях по территориальной обороне, где предусмотреть создание на базе казачьих войск территориальных подразделений в структуре войск Национальной Гвардии РФ.
Обсуждение темы подготовки проектов закона «О российском казачестве» и закона «О развитии российского казачества» ведется казаками на КИАЦ с октября 2016 года. Желающие могут ознакомиться с прозвучавшими предложениями или присоединиться к обсуждению перейдя по ссылке: http://kazak-center.ru/forum/450-1663-1