Гневный вопрос Читателей, повод для критики Спецоперации Z со стороны «всепропальцев», паникёров и порой провокаторов, готовых порассуждать о военно-технической импотенции союзных войск, неспособных прекратить каждодневные «прилёты» в Донецк, Макеевку, Спартак и Горловку, смерти и ранения мирного населения. Не раз говорил в обзорах: взять в лоб или с флангов Авдеевский укрепрайон, откуда ведутся обстрелы, — невозможно. Без огромных потерь среди личного состава и гражданских, взятых в заложники.
Второе. Сегодня «авдеевский котелок» круто заваривается, началось оперативное окружение огромной городской и промышленной агломерации с находящимися внутри самыми отбитыми нацистами батальонов «Правый сектор» (террористическая организация, запрещённая в РФ), «Айдар», «Донбасс» и «Львов», подкреплёнными лучшими частями ВСУ, импортными «солдатами удачи», идейными соратниками укро-националистов из стран Европы.
История проблемы отдаёт гнилостным душком, если по совести. Как непосредственный свидетель событий 2015-го года на Донбассе, вынужден с горечью констатировать: добровольцы из России, народное ополчение ЛДНР тогда разнесли в клочки рахитичные ВСУ и добровольческие батальоны пост-майданного киевского режима.
Наступательный порыв был огромен, стремились смыть позор трусливого бегства Гиркина из Славянска, не хотели останавливаться в административных границах республик, говорили о харьковском походе, ждали смелых политических решений Москвы. После Дебальцево могли делать что угодно, распахнув оперативный простор, ВСУ в виде организованной силы не существовали. Но кое-кто… не дал занять даже Мариуполь, когда его «геройский гарнизон» сбежал...
Начался «Минский Позор», наступление ополчения ЛДНР остановили окриком из Кремля. Добровольцы из России витиевато выматерились, воткнули штыки в землю, а линия разграничения… неожиданно прошла в районе жилой агломерации окраин Донецка. Ещё не успели просохнуть подписи под протоколами «Минска-2», как Авдеевку, Пески и Марьинку начали превращать в единый, огромный по площади укреплённый район.
Всеобщее уныние среди ополченцев и добровольцев, раздрай в руководстве республик… не позволили вышибить ошмётки частей ВСУ и добробатов подальше от Донецка. Хотя требования снизу звучали громко, были попытки (в инициативном порядке) очевидную угрозу устранить, наплевав на «мнение переговорных групп». Получили, что получили: через год осмелевшие укро-воины начали долбить по позициям народной милиции, перенося огонь на гражданскую инфраструктуру вокруг Донецка, нащупывая единичными снарядами жилые кварталы.
Контрбатарейная борьба оказалась неэффективной и бесполезной, вот тогда стало понятно — создан эшелонированный укрепрайон, снести который можно только с фундаментом, тяжёлыми вооружениями и авиацией с бетонобойными и противо-бункерными бомбами. Нечто подобное, более мощное, строилось в славяно-краматорской агломерации. А участники «зоны АТО» круглосуточно тренировались натовскими спецами для действий в глухой обороне. Лишь в 2021 году начались учения другого рода, атакующего.
Так почему не размолотить стратегической авиацией и многотонными бомбами смертоносную Авдеевку? Причин несколько. Во-первых, прямо на территории города находится крупнейший в Европе коксохимический завод. Слады полны опасными химикатами, под цехами промзоны устроены глубокие бомбоубежища, подземные гаражи для САУ и РСЗО, целые тоннели и укреплённые галереи, по которым спокойно ездит даже боевая техника, надёжно спрятаны казармы, склады боепитания и ГСМ.
На подступах к городу — сплошные минные поля, сеть литых и заглубленных бетонных ДОТов, есть автоматизированные артиллерийские позиции в жилой застройке. Очень хочу увидеть знаменитые, под десятиметровым слоем земли и бетона железнодорожные контейнеры, приспособленные под командные пункты управления огнём… если пленные не врут. Центры круглосуточного видео-слежения и разведки, радарные посты, позволяющие в режиме реального времени определять позицию ручного пулемёта, если тот хоть разок выстрелит. Вот что такое авдеевский укрепрайон.
Прямые удары по нему приведут к огромной экологической катастрофе, на десятилетия отравят почву и воду, если химикаты в них попадут. А информация о минировании производственных складов… энтузиазма жителям Донбасса и ополченцам не добавляют. У каждого первого в Авдеевке и расположенных рядом рабочих посёлках и городках — живут семьи и родственники. Лобовой штурм обернётся страшными жертвами.
Второе, против авдеевского укрепрайона стоят подразделения только Народной милиции ДНР, при поддержке сил ПВО и небольших артиллерийских частей российской армии, у которых откровенные проблемы со снаряжением, военной специальной техникой, обученными специалистами. Они есть, но такие «орешки» должно разгрызать по-другому оснащённое и натасканное войско, занятое правильным делом на других направлениях Спецоперации Z.
Попробовав в конце марта пройти первые линии авдеевского укрепа со стороны Ясиноватой, атакующие раз за разом попадали в «огненные мешки», не сумев вскрыть общую систему артиллерийского прикрытия укрепрайона, все позиции ВСУ и нацбатов в глубине обороны, частные успешные накрытия — не в счёт. Именно тогда принимается решение, озвученное представителем ДНР Эдуардом Басуриным:
«Мы не собираемся входить ни в Авдеевку, ни в какие-то другие большие городские агломерации. Будем обходить, забирая в кольцо. Когда будет отрезана возможность доставки необходимых материальных средств, нацисты попадут в полное окружение».
Решение верное, отказ от классического штурма — правильный. А замысел командования, если посмотреть на детальную карту, стал понятен уже две недели назад, когда началось оперативное окружение Авдеевки. Сначала была взята под огневой контроль трасса Авдеевка — Константиновка, потом её перехватили бронетехникой и пехотой.
Теперь перерезается вторая жизненная артерия снабжения — дорога на Орловку, по ней круглосуточно работает фронтовая авиация и тяжёлая артиллерия. Вот так, шаг за шагом, не вступая в прямое соприкосновение с противником, укрепрайон берут в «котёл», перекрывая линии обеспечения. Осторожно предположу: в самое ближайшее время полное окружение состоится, развернутся бои за Красногоровку и Новокалиново, чтобы полностью взять под контроль трассу Авдеевка — Орловка.
А после вчерашнего заявления Рамзана Кадырова, по результатам встречи с министром обороны России Сергеем Шойгу, общий замысел командования можно угадать. Темпы операции на Донбассе будут увеличены, применена новая тактика, из района Северодонецка и Лисичанска (скорее всего) переброшены спецы по вскрытию укреплённых районов. С соответствующими силами и средствами поддержки.
Второй главный вопрос недоумевающей публики… Какие цели преследуют неонацисты, увеличивая день ото дня огневое воздействие на Донецк и Горловку? Ничего удивительного нет, так было в 2014-м… как только ополченцы начинали брать верх, террористы киевской хунты немедленно увеличивали количество обстрелов гражданских объектов. Зачем? Проблема многослойная: психологического, идеологического и военного характера.
С одной стороны, удары по жилой застройке приводят к панике и угнетению духа «мирняка», провоцируя командование Народной милиции ДНР начать лобовые штурмы. Через укрепрайон промзоны Авдеевки. Либо вести малоуспешную контрбатарейную борьбу. Против натовской системы артиллерийской разведки и целеуказания — это потери расчётов и техники. Тактический тупик не добавляет бодрости духа военным, на фоне бессильной злости зреют упаднические настроения, обвинения командования и России… в нехватке тяжёлых вооружений.
Второй момент — запутанный и уродливый образ мышления неонацистов. Замеченный ещё в 2014-2015 гг. Между ополченцами и мирным населением Донбасса они не видят разницы. Стоит удачным накрытием или работой снайперов, штурмовых групп нейтрализовать хоть один пункт управления огнём на передовой (не батарею даже!), вся артиллерия ВСУ и нацбатов начинает, как не в себе, молотить по гражданским объектам. Либо наобум лазаря перепахивать безлюдные участки.
Долго размышляли — что за повадки? А после душевных бесед с пленными стало ясно: стоит нарушить систему командования, за дело берутся «политруки» из нацбатов, требуя создать видимость готовящейся контратаки, которой обычно предшествует артиллерийская подготовка. В украинские дивизионы передаются координаты для поражения уже разведанных целей, чаще всего — объектов инфраструктуры и мирных кварталов. Как предупреждение — стоять, иначе размелем в щебень дома, уничтожим ваши семьи. Как это может работать, так и не поняли...
К «артиллерийским маньякам» из Авдеевки на Донбассе особое отношение. Градус солдатской ненависти запредельный, которого не наблюдалось даже к приснопамятному «Азiву». Как только кольцо окружения сомкнётся, а боевики засядут в промышленной зоне… с ними начнут особый разговор. Будут жёсткие сценарии, вплоть до полной «герметизации» в катакомбах. Пока же предложено неонацистам через имеющийся коридор… убраться из Авдеевки на Орловку.
Откажутся, будут намертво законопачены очень решительно настроенными ополченцами. Никто не будет перепахивать Авдеевский укрепрайон РСЗО и ТОСами, это огромные потери мирного населения. Командование Спецоперации не позволит малоподготовленным и неоснащённым подразделениям ДНР вести классический штурм.
Будут подтянуты лучшие спецназы Спецоперации Z, получившие огромный опыт городских боёв за прошедшие сто дней. Умеющие провоцировать вражескую артиллерию на перерасход БК, точечно её утилизировать, ювелирно наводить авиацию и высокоточные припасы, оказывать круглосуточное давление с нескольких направлений, новыми тактиками неумолимо двигаться вперед. Потерпим немного. Сварят этих убийц в страшном котле, Мариуполь покажется за счастье.