Забайкальские педагоги пришли к выводу, что для взращивания полноценной духовной личности предлагаемого сегодня воспитания подрастающей молодежи недостаточно. По их мнению, в его основе должны лежать лучшие культурно-исторические традиции русского народа. И такими обладает культура казачества. В ней исследователи видят хорошую опору для разработки новой воспитательной системы страны и края. С этой главной мыслью 23 сентября на базе Забайкальского государственного университета прошла всероссийская научно-практическая конференция.
Мероприятие прошло в совмещенном формате. Помимо живых выступлений гости конференции смогли заслушать доклады спикеров из других городов по видеосвязи. В качестве докладчиков выступили педагоги ЗабГУ, студенты, представители забайкальского казачества, русской православной церкви и учреждений культуры. Все представленные на конференции научные статьи, включая те, которые не успели прозвучать, будут опубликованы в интернет-ресурсе. Предлагаем читателю познакомиться с основными тезисами, прозвучавшими на этой научной встрече.
В 1851 году по указу императора Николая I в Забайкальском крае было сформировано первое казачье войско. Так, в этом году мы отмечаем 170-летие со дня его создания. Однако история забайкальского казачества в целом берет свое начало практически с XVII века, когда казаки пришли осваивать эти земли с первопроходцами. Приспосабливаясь к условиям современности, история казачества претерпела некоторые изменения, но, тем не менее, казаки все еще чтут быт и традиции, заложенные их предками.
Казаков считают уникальным сообществом, чье богатство заключается в свободе собственной личности и служению родной земле. Для них вполне естественно отдать свою жизнь за Родину. А корни такой жертвенности исследователи видят в православном сознании казаков. Так, например, обнаруживается, что протопоп Аввакум — известная в религиоведении историческая фигура — был в Забайкалье не просто ссыльным, а казачьим священником. А первым символом, который казаки использовали для обозначения государства, был крест на дереве. Православная вера всегда была неотрывной сущностью казачьей культуры.
До принятия христианства русский народ был окружен мраком древних языческих поверий и окован вековыми предрассудками. С крещением Руси все изменилось. Приоритетным направлением в воспитании стало воспитание души в гармонии с природой, обществом и Богом.
После революции 1917 года задачи воспитания стали определяться в соответствии с новой государственной идеологией. Необходимо было воспитать нового коммунистического человека. Понятие «духовность» в отечественной педагогике не рассматривалось. А ведущим направлением стало воспитание нравственности без религиозной основы. Ученые считают, что такое разрушение исторических традиций духовно-нравственного воспитания привело к разрушению самого человека. Так общество, наконец, осознало, что необходимо восстанавливать утраченные ценности.
Казачество прошло длительный путь становления своей культуры. Нельзя отрицать, насколько важными были основы, заложенные им в систему духовно-нравственного воспитания человека. И пускай в период СССР казачеству выпала нелегкая борьба с коммунистической властью, пытающейся истребить старые уклады жизни, некоторой части казачьего сообщества удалось спастись и сохранить свои традиции. В XX веке стали происходить попытки вернуть утраченное богатство. В Забайкалье это происходит постепенно.
В начале нулевых в систему образования обратился генерал Забайкальского казачьего войска Александр Богданов с просьбой поспособствовать в поднятии казачества. Прорабатывая учебные программы с тогдашним руководителем системы Татьяной Клименко, генерал добился того, что в нашем крае стали появляться первые казачьи классы.
Педагогический потенциал культуры казачества деятели образовательных учреждений видят в личностной направленности воспитания. Военная профилированность казачества помогает сформировать у учеников чувство долга, патриотизма, товарищества и гражданственности. Казачатам прививается трепетное отношение к труду и внутрисемейным отношениям как к высшей ценности.
По словам Клименко, сегодня в Забайкальском крае для более чем 600 учащихся в 13 образовательных организациях реализована казачья составляющая. И если детское казачье движение будет развиваться дальше, численность таких учебных заведений увеличится. Важно понимать, что комплексные программы в этом направлении обучения и воспитания уже существуют, и поэтому необходимо лишь способствовать их развитию.
На конференции затронули и другой вопрос практического применения казачьих традиций. Несколько выступающих познакомили слушателей с литературным творчеством и документалистикой о казачестве, представленными в нашем крае.
Среди них был доклад о творчестве Юрия Курца, забайкальского писателя, издававшего стихи и прозу для воспитания казачат. Также на встрече присутствовали непосредственно авторы двух крупных исторических трудов — Геннадий Жеребцов с его шеститомником «Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего войска» и Николай Казаков с книгой «Ундинская слобода, станица (1697-1916 гг.)»
Другие выступающие в продолжение темы рассказывали реальные истории отдельно взятых казачьих семейств и делали акцент на том, что молодежь необходимо воспитывать на конкретных фактах и событиях. А историю забайкальского казачьего войска надо изучать через живые судьбы казаков. Наталья Хохлова, научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея, выразила общую для всех спикеров мысль:
— Наших детей надо воспитывать на примере самоотверженности и преданности своей Родине, которую проявляли забайкальские казаки. Чтобы в дальнейшем, когда их попросят назвать имя супергероя, они называли не героев заграничных фильмов и комиксов, а имена своих прадедов и прапрадедов.
https://zabrab75.ru/