Для понимания этого вопроса необходимо изучить понятия сословия, милиции, национальности (народности), а также функции казачества.
Сословие – это социальная группа людей, обладающая закрепленными обычаями или законами, обычно передаваемыми по наследству, правами и обязанностями.
Согласно Большой Российской Энциклопедии, сословия – это социальные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, закрепленными за ними обычаем или законом и передающиеся по наследству.
Национальность или народность – это культурно-этническая группа людей, которая имеет одну общую этническую идентичность, культуру, родословную, историю, язык и так далее.
Мили́ция (от лат. militia — «воинство», «служба», «ополчение») Этим переводом сказано практически все.
Так, понятием «милиция» обозначаются вооружённые организации, используемые как для военных целей, так и для поддержания общественного порядка, создаваемые из местного населения, часто на добровольной основе (ополчение), и не входящие в состав системы государственных регулярных военных и правоохранительных органов.
При этом, необходимо исключить стереотип о понятии советской милиции, которая именно входила в состав системы регулярных правоохранительных органов, то есть являлась полицией.
Если казачество, как утверждают современные историки – это сословие, то хотелось бы получить ответ на возникающий резонный вопрос, каким образом в одно сословие могли быть включены все имеющиеся в Российской Империи другие сословия, такие как графья, вплоть до супруга Императрицы Олексия Розума (графа Разумовского), графьев Платовых, Орловых, Толстых и т.д., дворян всех остальных титулов, кроме князей, сословия священнослужителей, землепашцев, купцов различных гильдий, мещан (городских жителей) и так далее? Получается, что одна социальная группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями - сословие, делится на различные группы людей, обладающими другими правами и обязанностями – тоже сословия? Где, в таком случае, логика и смысл? Или казак-священник обязан был идти и воевать? При этом, даже тем казакам и казачкам, которые не несли воинскую повинность в метрических документах делалась запись при рождении казак/казачка.
Таким образом, утверждение о том, что казачество – это сословие является, как минимум, юридически безграмотным и необоснованным! Тот факт, что казачество было отнесено чиновниками Российской империи к сословию не является доказанным фактом принадлежности казачества к сословию. Все общество Российской Империи делилось по понятиям народности – языковой принадлежности, сословности и религии, из-за чего множество народностей (национальностей) были вписаны в другие группы.
Утверждение многих о том, что казачество является национальностью (народностью) также не находит своего подтверждения по следующим основаниям:
Таким образом, отнести казачество к национальности (народности) также будет юридически безграмотно и неправильно.
Изучение понятия милиции показывает, что милиция появилась еще в Древнем Риме практически с эпохи основания Республики, а также в Афинах. При этом, существенным признаком как Римской, так и Афинской милиции заключался в привлечении к оружию граждан – собственников, которые самостоятельно себя обеспечивали оружием и доспехами.
К концу 4 века до нашей эры деление милиционеров в зависимости от их имущественного положения утратилось, Римское государство было уже достаточно богато, чтобы давать недостаточным милиционерам только недостающее им вооружение. При этом, в Древнем Риме и Древней Греции стали набирать в милицию менее надежные элементы, преимущественно из населения недавно покоренных земель. Так, число таких милиционеров в Риме доходило до 30%, а в Афинах до 50%.
При этом, задача милиции, что в Риме, что в Афинах была одна и та же – это участие в боевых действиях, а также поддержание порядка на территории государств, в том числе и вновь присоединенных. Милиционеры набирались преимущественно из местного населения.
Как показывает история Древнего мира, Великая Римская Империя своей богатейшей историей, процветанием и завоеваниями обязана не регулярной армии, а милиции.
Другим ярким примером милиции являются США. Целых полгода в 1775 году одна лишь милиция США сдерживала натиск британских вооруженных сил. Затем, Джорджем Вашингтоном начала организовываться Континентальная армия. При этом, милиция участвовала с разным успехом в боях с английской армией. А в битве при Коупенсе 17 января 1781 года произошло сражение между британскими войсками и американской армией добровольцев-ополченцев, называвших себя патриотами, которые находились под командованием бригадного генерала Даниэля Моргана. В этом сражении милиционеры одержали чистую победу над регулярными британскими войсками и местными лоялистами, которыми командовал полковник Банастр Тарлето. На основе данных событий был снят фильм под названием «Патриот» с Мэллом Гибсоном в главной роли.
Таким образом, как видно из истории, а также приведенного выше определения, милиция – это не государственный правоохранительный орган, как это было в СССР, которая являлась именно полицией, так как входила в государственную правоохранительную систему, а вооружённые организации, которые используются как для военных целей, так и для поддержания общественного порядка, создаваемые из местного населения, которые не входят в государственную армию или правоохранительную систему. Кроме того, милиция самостоятельно себя содержала, собирала на службу.
Вернемся к дореволюционному казачеству. Так, казаки самостоятельно и за свой счет приобретали справу, коня, холодное оружие, а до создания казачества и огнестрельное оружие. В казачество на службу привлекалось население, проживающее на казачьих Войсковых землях. Были ли казачьи Войсковые земли мононациональными? Все ли проходили воинскую службу? Ответ очевиден - нет. Были казаки и священники, и купцы, которые платили налоги, были и те, кто платил налог за отказ от воинской службы, но при этом, они не прекращали оставаться казаками. А, после ассимиляционного указа Александра-II от 1868 года «О дозволении русским подданным невойскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск», и организованного массового переселения иногороднего населения, к началу 20 века иногороднего населения на Войсковых землях стало больше чем казаков.
При этом, как Войсковыми землями, так и округами управляли уже не казаки, а наказные атаманы, которые регулировали призыв иногороднего населения в казачьи части - казачество. Это было сделано для увеличения бесплатной, не государственной вооруженной организации, используемой как для военных целей, так и поддержания общественного порядка. При этом, на службу в казачество принимали представителей всего местного населения, а не только казаков. Иногородних в казачестве называли приписными казаками, которые отслужив в казачестве в казачью станичную или хуторскую общину не принимались и переставали быть казаками.
Цели и задачи как дореволюционного, так и современного казачества в большей степени схожи.
Так, до революций государство интересовало от казачества безвозмездное (самостоятельное обмундирование и комплектация) оказание военной помощи государству, а также оказание функций по охране общественного порядка, без включения их в систему государственных правоохранительных органов.
В настоящее время, от казачества государству необходимо самостоятельное безвозмездное оказание военной помощи принципу частного не государственного ополчения, либо ЧВК, как это было в Приднестровье, Абхазии, или сейчас на Юго-Востоке Украины. В связи с тем, что казаки, не являясь государственными военными подразделениями, или сотрудниками правоохранительных органов, а являясь работниками юридических лиц – НКО, принимали участие в боевых действиях, не от имени государства (то есть, государство не несет за их действия ответственности), а от имени своих общественных организаций, то они не подлежат страхованию как военнослужащие или сотрудники правоохранительной системы…
Кроме того, государство интересует осуществление казаками работы, направленной на охрану порядка и других обязанностей, с целью экономии бюджетных и пенсионных средств. Так, в соответствии со ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468.1 (ред.22.12.2020 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей» право на пенсию возникает за выслугу 20 лет и более. То есть, право на пенсию возникает от 40 до 45 лет. При этом, интернациональный казак, как член казачьего реестрового НКО, который сопровождает работника внутренних дел при охране общественного порядка, таких прав не имеет. Ни он, ни члены его семьи не приобретают прав, предусмотренных названным законом. То есть идет значительная экономия бюджетных и пенсионных средств.
Таким образом, государство в лице казачества интересовало ранее и интересует в настоящее время выполнение им функций милиции, которой, по сути, казачество и являлось, как до революции, так и является в настоящее время.
Отсюда вывод, не нужно путать казачью национальность (народность) с казачеством - милицией.
И очень хотелось бы, чтобы государство приняло закон, запрещающий не реестровым казачьим НКО, представителям казачьих национальных общин или диаспор, да и просто казакам, которые одевают справу носить погоны и кокарды. Ношение погон и кокард должно входить в прерогативу реестровых казачьих НКО, у которых в обязательном порядке должен на рукавах иметься шеврон с надписью: «Казачья реестровая милиция». Данная норма права снимет массу противоречий между этническими казаками, общественными казачьими НКО и реестровым казачеством.
При этом, обвинение в том, что я хочу записать казаков в «менты», являются беспочвенными и неграмотными. Я сам являюсь этническим казаком, мои предки также проходили службу в казачестве. В данной статье я просто привожу термины и анализ казачества, которое полностью по всем своим признакам соответствует термину милиции.
Капитун И.И. (средний)