Мы привыкли называть казачьи Войска по рекам и морям, на берегах которых они ставили свои станицы (Донское-Черноморское), либо по названию общей территории, где они жили и служили: Сибирское, Забайкальское… Это давало основание для легализации в этнографии России отдельной этнической группы – «казачий народ». Но изучение архивных документов заставляет вспомнить о давно забытых казачьих Войсках, само название которых сильно подмывает идею существования отдельного «казачьего народа».
КАЛМЫЦКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
В годы царствования императрицы Елизаветы Петровны 11 ноября 1745 года Сенат утвердил решение о формировании Ставропольского казачьего Войска почти целиком состоявшего из… калмыков. Можно сказать, Калмыцкое казачье Войско просуществовало до 60-х гг. ХIХ века и имело даже свое юнкерское училище, где готовили офицеров для казачьих полков, сформированных из калмыков, которые служили помимо Ставропольского Войска еще и в Оренбургском, Уральском, Астраханском и в Терском казачьих войсках. При этом они продолжали считать себя калмыками – родственниками тех соплеменников, кто никогда не нес казачью службу.
Бузавы — донские калмыки-казаки, которые имеют некоторые, отличные от других этнических групп калмыков, особенности культуры, свои танцы, песни, одежду, традиции и быт.
Ставропольское Войско было распущено повелением из Петербурга, как позже Волжское, Бугское и Азовское казачьи Войска, но казаки-калмыки сражались в казачьих частях в гражданскую войну и служили в казачьей кавалерии РККА.
КАЗАКИ: СЕРБЫ, ГРЕКИ, ТУРКИ, БУРЯТЫ и ТУНГУСЫ.
При императоре Александре I, вдоль реки Южный Буг, были выделены земли для станиц казаков Бугского казачьего Войска. Этнически оно состояло из переселившихся в Россию сербов, греков и даже, принявших православие турок. Одним из них был потомок этнических турков – сотник Бугского Войска - Лукьян Колчак (прадед известного адмирала Александра Колчака). 17 марта 1851 года Николай I своим Указом учредил новое казачье Войско – Забайкальское.
В него вошли два полка бурят и тунгусов. Неофиты казачества, напрочь отказались служить на «языке казачьего народа» и продолжали общаться на своем. Бурятском и тунгусском, но уже в лампасах.
ГРУЗИНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
На их фоне неудачная попытка Николая I сформировать Грузинское казачье Войско выглядит случайной ошибкой. Причина неудачи состояла в том, что веселые виноделы Колхиды и поклонники священной горы Арарат массово не рвались рубиться с мятежными горцами партизанской армии Шамиля. Пришлось царю довольствоваться незначительным пополнением в «казачий народ» 277 душ мужского и 236 душ женского полу этнических грузин, проживающих в г. Кизляре и всего 59 поступивших на службу армян, приписав их в Кизлярский казачий полк Кавказского линейного казачьего Войска. О чем сообщил в Петербург командир кавказского корпуса генерал-лейтенант Головин рапортом № 460 от 27 апреля 1837 года.
БАШКИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
В числе ныне забытых современными историками казачества казачьих Войск, было Башкиро-Мещерское Войско, существовавшее почти 70 лет – с 1798 по 1865-й. Несли в нем казачью службу башкиры (современный народ, имеющий свой язык и не утраченную национальную самоидентичность). И ныне забытая народность - мещеры. Татары, удмурты, марийцы, мордва, чуваши и прочие представители «отдельного казачьего народа» служили царю-батюшке в Уфимском казачьем Войске. Нельзя с точностью сказать все ли они перед присягой государю приняли православие? Вполне вероятно, что гарцевали в седлах, продолжая оставаться нехристями – идолопоклонниками. И это еще не самое ошеломляющее в истинно национальной истории казачества.
ОСОБОЕ КИТАЙСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО.
Любопытным можно заглянуть в РГА ВМФ. Точнее просмотреть материалы Фонда 417 опись 1 дело № 4003 - в нем хранятся документы «Особого Китайского казачьего Войска», в ХIХ-м веке обеспечивающего нужды Амурской флотилии. Служили в нем православные казаки-китайцы. Их казачьей столицей был город Албазин, на восточном берегу Амура, некогда, основанный русскими казаками.
В 90-е гг. ХХ века потомки казаков Отдельного Китайского Войска еще жили сплоченной церковно-казачьей общиной в составе КНР.
Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.
Справка КИАЦ
Консультационная межрегиональная казачья группа – «Коллегия ветеранов казачьих организаций регионов и областей Северо-Западного округа» на своей странице ВКонтакте выложила ссылку на данную статью, указав, что написавший статью Александр Смирнов известен как подъесаул Всевеликого войска Донского А.А., автор книги "Путеводителя по казачьему Петербургу" и многих других исторических произведений.
Дополнительную информацию по забытым казачьим войскам можно прочитать здесь:
На фото в заголовке потомки казаков-албазинцев на православной литургии в конце XIX века.