ДОМОДЕДОВО, 1 сентября, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Болгарское село Казашко (в буквальном переводе – Казацкое) названо в честь предков местных староверов – казаков-некрасовцев. Эти казаки, возглавляемые своим атаманом Игнатом Некрасовым, появились в Восточной Европе после поражения массового восстания Кондратия Булавина. Тогда более 40 тысяч казаков, избегая наказания, эмигрировало в Турцию. Не желая служить в турецкой армии и воевать против России (на чем настаивало турецкое правительство), они стали растекаться по всей Восточной Европе.
Село Казашко насчитывает 125 домов. В них проживает порядка 600 человек. Часть из жителей – потомки русских старообрядцев, переехавшие сюда из Румынии в начале прошлого века. Казашко – один из центров диаспоры казаков-некрасовцев, вынужденных покинуть Россию после поражения антиправительственного восстания Кондратия Булавина. Основным занятием жителей Казашко было и частично остается рыболовство.
Село было основано некрасовцами 110 лет назад на северном берегу Варненского озера, в семи километрах от Варны. Основала его семья казака Матвея Русова, переселившаяся сюда из румынского села Сарикей. Не желая служить в румынской армии, русский казак Русов остановился на берегу Варненского озера, тогда еще не соединенного с морем каналом. Живописная местность, плодородная почва, изобилие рыбы показались переселенцу весьма соблазнительными для того, чтобы бросить здесь якорь и основать хутор. Чуть позже к нему присоединились другие казаки из Сарикея. Село стало расти. Сюда стали перебираться староверы из других населенных пунктов Румынии, где компактно проживали русские изгнанники – из Тулчи, Славы Черкасской, Славы Русской, Журиловки, Каркариу.
Сначала казаки женились только на русских. Но любви покорны не только все возрасты, но и все нации. Некрасовцы стали жениться на болгарках. Но русские фамилии сохранили: Парфеновы, Русовы, Боднаруки. И каждый из них до сих пор помнит свою родословную и гордится тем, что он является прямым потомком переселившихся сюда русских казаков.
Гергана
Инициатором появления домодедовцев в Казашко стала мэр села Гергана Петкова. Болгарка по происхождению, она очень трепетно относится к русскому прошлому своего села. Гергана прекрасно говорит на русском (она учила его с детских лет). На Петкову нас вывели представители посольства России в Болгарии. Познакомились мы с ней в фейсбуке. Посмотрев на видео выступления представителей домодедовского казачества на разных этнических фестивалях в области, она пригласила наш коллектив принять участие в праздничном концерте, посвященном 110-й годовщине со дня основания села. 17 августа команда домодедовских казаков вместе со своими шашками, саблями, черкесками, арапниками и кинжалами приземлилась в аэропорту курортной Варны. Гергана нас уже ждала в зале ожидания. Визуальное знакомство тут же переросло в реальное. Нас повезли в Казашко.
На этом мероприятии очень не хватало творческого коллектива из России, так что домодедовцы со своей сугубо казачьей программой в болгарском селе с казачьими традициями пришлись очень кстати.
Концерт
Концерт получился отличным. Его почтили своим присутствием российский консул из Варны, представители МИДа из Софии. В этот теплый летний вечер на берегу Варненского озера выступали профессиональные и любительские коллективы из Варны. Состав артистов был интернациональным – болгары, русские, румыны, украинцы, греки… Болгарские хореографические коллективы демонстрировали свои национальные танцы и танцы народов мира. Очень убедительно выглядело в их исполнении аргентинское и испанское танго. Нам, например, понравилось выступление представителей русских общин из Румынии.
Репатриация
Липоване переселились из России в Румынию в конце XVII – начале XVIII века после церковных реформ Никона. В основном они переехали в Молдавское княжество и Буковину. Позднее к липованам причислили оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев – игнат-казаков. В настоящее время в Румынии проживает 37 тысяч липован по официальным данным и свыше 100 тысяч – по неофициальным. У них даже есть свой представитель в румынском парламенте.
Липоване были все как на подбор высокие, крепкие, рослые, загорелые. И русские народные песни они исполняли с таким задором и энтузиазмом, что в ближайших домах звенели стекла. «И эти люди более трехсот лет жили вдали от России!» – эта мысль возникла в голове каждого из нас. «Да, наши предки в свое время ушли из России, но Россия не ушла из нас», – так прокомментировал свое яркое выступление, пронизанное любовью к родине предков, один из липован, баянист Алексей с такой известной фамилией Мелихов.
Выступили и мы со своей программой. Летали по воздуху шашки, щелкали арапники, звенели сабли, мелькали ножи. Глаза гостей и местных жителей искрились от удивления и восхищения.
…Вечерний концерт на берегу озера закончился, народ начал потихонечку расходиться. Мы отправились к Гергане на вечерний ужин. И в ушах у каждого из нас еще долго звенела песня, которую старательно выводили для собравшихся маленькие болгары, одетые в русскую национальную одежду:
Деревенька моя старенькая,
Поклонюсь я тебе до земли,
Извини, что с тобою расстались мы
И корнями в тебя не вросли…
Игорь Моисеев,
Фото Петра Петкова