Тот, кто теряет связи со своею землёй, тот теряет и богов своих,
то есть все свои цели».
Ф.М. Достоевский, «Бесы».
Говоря о важности формирования у казака нравственных ценностей или качеств, выражающихся в духе ответственности, патриотизма, гуманизма, готовности к служению и выполнению гражданского и человеческого долга, необходимо упомянуть о кризисе нравственности в нашем современном информационно-технологическом обществе, проявлениями чего являются кризис института традиционной семьи, гендерные и ювенальные проблемы и противоречия, утрата смысла жизни, стрессы, депрессии, суицидальные проявления и т.д. Запретом просмотра ТВ программ, которые пропагандируют смысл красивой жизни «звезд», вседозволенность «героев» боевиков, ничтожность человеческой жизни и морали, ничего не добьешься. И избежать всего этого, наверное, возможно лишь воспитанием с колыбели нравственности, сути Евангелия, которое воспитывает в человеке неотъемлемые свойства христианской души и основные качества христианского духа.
И прежде всего уяснить, что мы - казаки. И как говорил Атаман, граф М.И.Платов: «Мы рождены не для прогулок по паркам…. Нашей священной миссией всегда были сражения за родную землю…. Таков наш удел, таковым ему оставаться навеки». И пока мы будем являть собой суть членов некоммерческих организаций казачество ХХI века так и не вырастет из детских штанишек, остановившись в своем развитии на уровне 90-х годов.
Служивые люди, воины Христовы. «Казачество есть кровь от крови, плоть от плоти русского народа. В нем, часто в обостренной форме, отражаются как положительные, так и отрицательные черты характера народа, выделившего казачество из своей среды», так говорил о казачестве генерал-лейтенант А.С. Лукомский, участник первой мировой войны, герой Брусиловского прорыва, инициатор внедрения авиации в армию и т.д.
Определим, что мы, то бишь казачество – субэтнос. Что при этом, можем считать себя русскими (как основная этническая общность), донским или волгским казаком (как субэтнос) и славянином (как метаэтническая общность). Учебник Этнология. А.П. Садохин, М.,2008 г. с.87.
Посмотрим, что прошло с 90-х годов, т.е. с начала восстановления казачьих общин. Нас сейчас уверяют, что за это время казачество достигло определенных достижений. Так по словам руководителя ФАДН России господина Баринова ведется достаточно успешная работа по военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию казачьей молодежи, сохранению и развитию казачьей культуры. Ежегодно проводятся Всероссийская военно-спортивная игра "Казачий сполох", Всероссийская спартакиада допризывной казачьей молодежи, смотр-конкурс на звание "Лучший казачий кадетский корпус". Идет формирование системы непрерывного образования казачества и соответствующих региональных кластеров. В Москве, например, количество образовательных учреждений, казачьего образования, достигло 23-х, а на Дону только на базе Первого Казачьего Университета действует 53 образовательных учреждения.
Но к этому вопросу о казачьем образовании мы еще вернемся.
Господин Баринов отмечает, что в рамках реализации задач по привлечению членов казачьих обществ на государственную службу количество граждан призывного возраста из числа казаков, поставленных на воинский учет, постепенно растет. Что по состоянию на 2016 г. в подразделениях пограничных органов проходят военную службу 52 казака.” При этом ФАДН России делает вывод, что из 250 тыс. граждан, состоящих в казачьих объединениях, 160 тыс. (60%) входят в войсковые казачьи общества, внесенные в государственный реестр Российской Федерации. Остальная часть казаков (40%) разбросана по многочисленным общественным организациям. Вместе с тем, лишь 8 тыс. (5%) реестровых казаков находится на государственной (военной и гражданской) службе. Это при том, что по данным Википедии только в ЦКВ 74 тыс. чел., хотя смею заметить по данным Всероссийской переписи населения 2002 года численность казаков в ЦФО составляла всего 2 568 человек. Видно чиновники, занимающиеся проблемами казачества, думают, как в той сказке: «Мне бы шашку, да коня…». По нашему мнению, не получится привлечение казаков к государственной или иной службе. Времена ныне другие. Да и до революции 1917 г. казачьи войска комплектовались на основе всеобщей воинской повинности.
Говорит, что подписанным распоряжением от 17 февраля 2017 года №285-р. утверждён План мероприятий по реализации Стратегии на 2017-2020гг. в рамках которого началась работа над проектом федерального закона "О российском казачестве". Что в одном из пунктов Плана подразумевается, обратите внимание: информационная, организационная и методическая поддержка создания Всероссийского казачьего общества, которое было предусмотрено создать еще в ходе выполнения Первого этапа (2012-2014 гг.). Стратегии, утвержденной Президентом России 15 сентября 2012 года. И эта идея, несмотря на всю указанную поддержку, не сможет быть реализованной, т.к., во-первых, атаманы не захотят делиться своей властью, а во-вторых организации казачьи очень разноплановые.
Рассказав о новшествах плана мероприятий по реализации в 2017 – 2020 годах Стратегии, Руководитель ФАДН, не сумев привлечь казаков к несению службы в ВС РФ, пограничных войсках, охране общественного порядка и т.д., предлагает привлечь членов казачьих обществ к несению военной службы в рядах войск национальной гвардии Российской Федерации. Одновременно отмечает выявление отрицательной динамики реализации государственных программ возрождения казачьей государственной службы. В связи с безынициативностью и политизированностью атаманов-чиновников, произошла утрата ими авторитета. Делает вывод, что… «введение реестра войсковых казачьих обществ не решило задачу по объединению российского казачества и привлечению их к исполнению обязанностей в интересах государства».
Большинством нашего общества казачество воспринимается как символ патриотизма, – заявила на заседании совета глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. – Образовательный процесс на основе исторических и культурных традиций казачества должен быть реализован на всех уровнях образования – от школы до вуза. И первое, что мы должны сделать, это объяснить чиновникам и согражданам, что «Чоп овцы» и «московские стрельцы» ничего не имеют общего с казачьим народом! Казаки народ со своей историей, культурой, мировоззрением и территорией расселения.
Интересная деталь, добавленная Руководителем ФАДН. Оказывается, что государственная программа «Реализация государственной национальной политики», утвержденная Правительством Российской Федерации 29 декабря 2016 года, включает отдельную подпрограмму «Российское казачество», что в ее задачи входят содействие привлечению российского казачества к государственной службе, развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества и повышение роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма. И что общий объем финансирования из федерального бюджета на реализацию этой подпрограммы составит более 485 миллионов рублей до 2025 года. «Уверен, что мероприятия подпрограммы окажут свое положительное влияние на российское казачество, будут содействовать сохранению и развитию самобытной казачьей культуры, воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма», — подытожил руководитель ФАДН России. Дай Бог, чтобы это исполнилось. И не так как, опять же по словам господина Баринова, исполнили работу по невыполнению Планов предыдущих периодов Стратегии чиновники Минрегионразвития, потратив на их невыполнение деньги из федерального, регионального и муниципального уровней в размере: - в 2012 г.- 1 060 074,11 тыс. руб.; в 2013 г. - 1 448 475,20 тыс. руб. (из Материалов VI Международной научно-практической конференции 2016 г.).
Заявив, что введение реестра войсковых казачьих обществ не решило задачу по объединению российского казачества (напомним - это была основная цель Стратегии – консолидация российского казачества), ФАДН тем не менее принимает Методические рекомендации по созданию и регистрации казачьих обществ. В целом принимая эти рекомендации ФАДН повторяет документы, принятые ранее, в том числе рекомендованные ГУРБ Московской области. Где тоже пишут о порядке вступления в казачьи общества и о том, что на территории Московской области созданы, зарегистрированы и осуществляют деятельность казачьи общественные объединения, причисляющие себя к казачьим обществам или использующие казачью символику и атрибутику. В данном случае речь идет о некоммерческих организациях, деятельность которых основана только на Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Данные общественные объединения не входят в состав ОКО МО, не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, иметь казачьи чины, носить казачью форму и знаки различия. С казачьими общественными объединениями не могут быть заключены договора (соглашения) о привлечении к несению государственной или иной службы.
Но, уважаемые господа чиновники давайте вспомним, что мы живем в стране -Российской Федерации, Конституция которой начинается с декларации незыблемости демократических основ и высшего суверенитета народа как единственного источника власти. Что статьями этой Конституции: Статья 32 Конституции РФ 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Что сей принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.
И что гражданский служащий не должен оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Статья 59 Конституции РФ. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом.
2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу.
А это означает, что казаки, ранее мы уже говорили, являются неотъемлемой частью. Граждан РФ и для них не надо выдумывать дополнительные указы по несению государственной или иной службы.
И так, мы заявляем, что казачество ХХI века так и осталось на уровне своего первоначального появления в 90-е годы. Помилуйте, скажете вы. А как же появление казачьих войск, с вручением им знамен, новой, невиданной прежде формы, установленной как казачья. А принятие казачьих чинов. Начнем по порядку, т.е. с казачьих чинов. И определим, что они были приняты еще царскими указами, а сейчас на непонятно каких юридических основаниях продублированы для «реестровых» войск.
Казачьи войска. Начнем с формулировки «казачьи». Почему «казачьи», если в Уставе того же ЦКВ (11 – го реестрового казачьего войска) указано:
Гл. IV. п.16. Казаками станичных казачьих обществ являются граждане Российской Федерации (далее - граждане), достигшие 18-летнего возраста, вступившие в указанные казачьи общества и принявшие на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной или иной службы и соблюдению уставов казачьих обществ. Члены семей казаков станичных казачьих обществ являются членами станичных казачьих обществ. Исходя из этого, мы видим, что казаком по этому Уставу может стать любой гражданин нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Но, мы уже знаем, что казак- это прежде всего Христианин, воин Христов. И казаком, гражданин РФ не может стать в одночасье, лишь надев форму, установленную как казачья и приняв обязанности по несению государственной службы. Можно сколь угодно брать на себя эти обязательства, но, чтобы их выполнять надо, во-первых, быть свободным от выполнения других обязанностей (большинство членов этих «казачьих» обществ занимаются добыванием хлеба насущного для своих семей и им не до службы). Во-вторых, дабы служить на государственной или иной службе, необходимо обладать необходимыми навыками, знаниями и умениями. Например, чтобы работать в «казачьем» Чопе, надо иметь разряд, лицензию охранника. А заменять профессиональных полицейских, лесников, национальных гвардейцев, пограничников и т.д. непрофессиональными «казаками» - это нелепо, или даже преступно. Мне могут возразить, заявив, что в казачьих войсках воевали и воевали неплохо и башкиры, и ингуши, и другие представители нашей Родины. Да это правда, но они становились казаками лишь приняв веру христианскую.
Далее о «войсках». Так называемые «казачьи» войска, набранные из граждан РФ, по своему мобилизационному, количественному и образовательному составу не отвечают самому признаку войска. И господин Баринов уже докладывал об этом: «Вместе с тем, лишь 8 тыс. (5%) реестровых казаков находится на государственной (военной и гражданской) службе.». То есть мы видим, что остальные 95% - остальные граждане РФ.
И уж если кому-то это очень необходимо, то можно принять следующий принцип названия. Например, общественная межрегиональная и т.д., и т.п. организация имени такого-то казачьего войска.
По казачьему обучению. Громкие отчеты о появлении все новых учреждений. А какие в них программы? Допотопные, не отвечающие современным взглядам на жизнь. Чему они учат? Какие нравственные ценности прививают? Сколько выпускников этих казачьих учреждений пошли на государственную службу или в армию? Нет статистики и не будет. Поэтому Президент РФ выступая перед победителями рабочих специальностей говорил, что современный успешный специалист, безусловно, должен обладать навыками цифровой экономики, робототехники, программированием. В связи с этим, Президент отметил, что нужно вводить новые методы, формы обучения, отвечающие современным требованиям.
Будучи старшим офицером генерального штаба ВС СССР, закончив три высших военных заведения и более 25 лет занимаясь обучением личного состава защите Родины, всецело уверен в необходимости коренного изменения систем обучения военному делу. И в первую очередь начать эти изменения с казачьих классов, корпусов и т.д. Во-первых, большее количество времени обучения посвятить тем предметам, практическим мероприятиям, которые необходимы будут во время прохождения государственной и иной службе. Во-вторых, вводить новые перспективные, инновационные системы обучения, системы программирования, избегая муштры, косности, зубрежки. На первом этапе обучения выявлять способности и наклонности обучаемых, чтобы в последующем этапе обучения проводить сугубо специализированную подготовку.
На наш взгляд к тому же: уж если делать казачьи учреждения, то по пути суворовских или нахимовских, готовя наиболее одаренных детей, а не блатных, для подготовки к государственной службы службе. Взяв для примера хотя бы опыт обучения молодежи Рамзаном Кадыровым.
По Стратегии. В прошлое славное своими боевыми делами казачество возврата нет. В 20-х годах 19 столетия победили, прости Господи, красные дьяволята, а по вдовам казачьим начал гулять сатана (песня из кинофильма «Неуловимые мстители"). На Первом съезде трудового казачества красные казаки, революционные рабочие и крестьяне, заселившие опустевшие после геноцида станицы, отказались от казачьего сословия. Казачества в России не стало. За сто лет становления советского человека, многие казаки превратились в обычных советских граждан, позабыв свои традиции и обычаи. В 90 -е годы прошлого столетия чиновники от казачества- потомки представителей указанного выше съезда, решили возродить казачество, т. е. из ничего сделать новое. Но одев советского безбожного человека в казачью форму, сразу казака не сделаешь. Даже солдата, призванного на службу надо не менее полгода учить. Утвердили Стратегию развития казачества, но превратили ее в какое-то теоретическое исследование (мониторинг)куда этих членов бутафорских реестровых войск пристроить, то ли в полицию, толи в пожарники. Не понимая одного, что эти войска состоят из членов обычных общественных организаций и ни по своему возрастному, количественному и мобилизационным возможностям ни коим образом настоящим казачьим войском стать не смогут. И если Стратегия основной целью ставила консолидацию(объединение) казачества, то чиновники от казачества сделали все наоборот. Утвержден очередной план мероприятий возрождения казачества до 2020 г. Похоже, что и его делали потомки тех, кто в свое время отказался от казачьего сословия. Очередное изучение чиновниками от казачества как все-таки применить казака, исполненное аж на 47 страницах. При этом нас постоянно убеждают, что всё идёт по плану, и альтернативы этому плану нет и быть не может, хотя сами же и подтверждают несбыточность этих планов. Ощущение, что существующие этапы и мероприятия Стратегии чиновники от казачества придумали для себя, подменив и извратив некоторые практические мероприятия Стратегии, принятой в первоначальном виде, в сплошной мониторинг. Чиновники от казачества не понимают, что, одев советского человека или его потомка в казачью форму не означает в одночасье превратить его в казака. И изучением, мониторингом казака, как какой-то букашки, куда его применить, ничего не сделаешь для возрождения казака. Надо наконец-то понять, что мы, прежде всего ГРАЖДАНЕ РФ и Конституция РФ, одинакова для всех граждан.
Каким должен быть казачество на современном этапе развития Российского государства, что должно произойти, чтобы стало ясно, что нам надо менять и насколько глубоко, а что не трогать? Естественно, казачество должно быть едино. И в объединении(консолидации) была главная цель Стратегии. Надо помнить о том, что произошло, когда после революции 1917 г. казачество разобщили и к чему это впоследствии привело. Нас опять разобщают- посулами, дешевыми несбыточными и фантастическими обещаниями, генеральскими погонами. В итоге демонстративное нарушения наших прав, откровенная дискриминация по национальному признаку (п.1 ст.26 и п.1 ст. 30 Конституции РФ). Это преступная злонамеренность? Или элементарная безграмотность? Может просто виноваты некомпетентные чиновники, которым Президент поручил заниматься вопросами казачества, а они сами не понимают в этом вопросе ничего, лень посоветоваться со специалистами. Ведь неспроста Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на Форуме активных граждан «Сообщество» в 2017 г. отметил, что «… Нам нужны тысячи таких организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надёжным партнёром государства…Если мешают какие-то препоны, надо решительно их устранять, будем делать это вместе с вами.» Обратил внимание: «… региональные, местные власти – нужно опираться на гражданскую активность…. Граждане должны иметь широкие возможности для того, чтобы контролировать работу органов власти, влиять на повышение её качества, эффективность этой работы». Подчеркнул: «Да, конечно, не везде чиновники пока готовы к диалогу, к совместной работе, но именно ваша настойчивость и убедительность ломает эту бюрократическую закостенелость».
Это тоже к теме о патриотизме, о нравственных качествах. А вообще-то Патриотизм – пустой звук, если он не подкреплен верой в Бога, о смысле нашего существования на земле, о понятии, что такое вечная жизнь. Казакам следует помнить о своем долге перед собой, перед предками. Помнить, что мы прежде всего воины, что за нашими спинами наши дома, наши семьи, дети, внуки, Родина. Забыв об этом мы потеряем и первое, и второе.
Поэтому, пока не поздно внести изменения в третий этап Стратегии, исключив из него вопросы мониторинга, заменив их практическими мероприятиями из невыполненных первого и второго этапов Стратегии.
И, что Бог испытывает нас на прочность, но эта тяжесть никогда не будет выше наших сил. Господа казаки пора очнуться, вспомнить, что мы вольное сословие, а не какое- то быдло, которое схавает все, что ему подсунут чиновники от казачества. Не ждать, когда нам что-то дадут. Нужно самим проявлять инициативу и добиваться необходимого.