22 октября конференц-зале 57-го павильона ВДНХ, состоялся круглый стол «Государственная служба Российского казачества» который проходил в рамках форума Негосударственной сферы безопасности на площадке XXIV Международной выставки средств обеспечения безопасности государства Интерполитех – 2020.
Организатором круглого стола выступило Московское окружное казачье общество ВКО ЦКВ при поддержке председателя Комиссии по безопасности, спорту и молодежной политике Московской городской думы К.В. Щитова. Президиум круглого стола составили: начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Ю.И. Березецкий; проректор по работе с казачеством МГУТУ им. К.Г. Разумовского Н.Н. Перепеча; первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК, Общественной палаты РФ М.С. Аничкин; заместитель начальника Управления ГПН ГУ МЧС России по городу Москве О.Н. Замотаев и заместитель Атамана Всероссийского казачьего общества по совершенствованию государственной службы российского казачества В.В. Ефремов. Модератором круглого стола выступил – атаман хуторского казачьего общества «Бутырский» МОКО ВКО ЦКВ - заместитель атамана МОКО ВКО ЦКВ О.О. Пестов.
Заседание длилось всего час и не предполагало обмена мнениями, подразумевалось продолжить обсуждение возникших вопросов в рабочем порядке.
Тема несения казаками государственной службы является ключевой во всех государственных нормативных документах, регламентирующих деятельность «реестровых» казачьих обществ, входящих в состав Всероссийского казачьего общества (ВсКО) созданного Указом Президента России в ноябре 2019 года. В государственный реестр казачьих обществ эти общества вносятся только при условии, что их члены приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы (к иной службе относится муниципальная служба). Наряду с этим, нужно отметить, что согласно Уставу ВсКО, которым обязаны руководствоваться все 11 войсковых казачьих обществ, в перечне целей для которых оно создано, не говорится о несении государственной или иной службы его членами. Эта служба упоминается только в разделе о правах и обязанностях её членов. То есть задача ВсКО организовать привлечение казачьих обществ к несению службы.
Подробно порядок несения государственной службы членами казачьих обществ представлен в Федеральном законе от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
За пятнадцать лет с момента выхода закона N 154-ФЗ в официальных документах можно было найти только сведения о том сколько членов казачьих обществ приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Сведений о количестве тех, кто не только взял обязательства, а действительно несет государственную службу найти было невозможно. В лучшем случае можно было найти сведения о численности тех, кто вошел в добровольные народные дружины по охране общественного порядка, государственной границы, или помогающих в составе народных дружин нести государственную службу сотрудникам МЧС, Погранслужбы РФ и т.п. На состоявшемся круглом столе именно о несении такой добровольной, чаще всего не оплачиваемой службе, никак не относящейся к государственной и говорили выступающие. И только выступивший последним зам. атамана ВсКО Валерий Ефремов заговорил о том, чему было посвящено мероприятие – о государственной службе российского казачества. Он привел следующие цифры:
«В целом по субъектам к государственной службе привлечено более 27 тыс. казаков из 180 тыс., входящих во Всероссийское казачье общество, что составляет всего 15% от данной численности. При этом, на профессиональной основе, привлечено чуть более 3 тыс. казаков.» Из статистики видно, что ресурс реестровых казачьих обществ, региональными органами исполнительной власти используется слабо.
Один из возникших вопросов Валерию Ефремову удалось задать после окончания «Круглого стола», что называется «на ходу»: на каких должностях государственной службы состоят казаки?
Он ответил, что по решению губернатора в администрациях муниципальных районов введены должности заместителей курирующих вопросы взаимодействия с казачьими обществами, на которые как правило назначаются избранные атаманы районных казачьих обществ Кубанского казачьего войска, безусловно соответствующие требованиям законодательства к замещаемым должностям.
Конечно, это пример интересный и вызывал желание посчитать количество районов и городов Краснодарского края. Их оказалось 37 районов и 30 городских поселений. Итого – 67 атаманов устроены на федеральную государственную гражданскую службу. Остальные казаки проходят службу в соответствии со 154-ФЗ на договорной (профессиональной) основе.
Возникли также вопросы относительно того, входят ли должности заместителей глав районов и городов, а также остальных казаков, проходящих службу на договорной основе в перечень государственной службы связанной с правоохранительной деятельностью и сферам деятельности определенных Постановлением Правительства от 26 февраля 2010 года № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ». Договорились еще раз встретиться с Валерием Ефремовым для интервью КИАЦ и прояснить оставшиеся вопросы относительно государственной службы российского казачества.
Вместе с тем, на круглом столе был озвучен вопрос, связанный с привлечением к ответственности граждан за незаконное ношение формы одежды утвержденной указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» на сегодняшний день существует правоприменительная практика связанная с административным наказанием граждан за незаконное ношение казачьей реестровой формы и знаков различия https://sudact.ru/regular/doc/a90iGSjxZ7W1/. Несмотря на - это большинство общественных казачьих организаций, не внесенных в государственный реестр продолжают носить форму одежды, знаки различия, присваивать чины аналогичные чинам и знакам различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также сходными с ними до степени смешения. Таким образом в глазах граждан нет разницы между казаками реестровых казачьих обществ и иных казачьих объединений. Во многом из-за этого позорное клеймо ряженые лежит на всех казаках вне зависимости от их принадлежности к тем или иным организациям, а также создает угрозу совершения противоправных действий гражданами, одетыми в казачью реестровую форму, но не имеющими права на её ношение. Исправить ситуацию может лишь систематическое выявление и привлечении к ответственности органами МВД лиц, осуществляющих незаконное ношение казачьей формы одежды.
Продолжение следует.
Руководитель Интернет-портала Казачий Информационно-Аналитический Центр
Алексей Зборовский