Тема объединения городов-спутников Батайска и Аксая с Ростовом-на-Дону муссируется в регионе уже несколько лет.
Новым поводом для начала обсуждения этого вопроса стали массовые обращения жителей этих пригородов в правительство области. Они захотели стать ростовчанами. Но дальше планов дело не пошло. Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, на какой стадии сейчас пребывает проект создания Большого Ростова и для чего он нужен.
Рабочая группа
В прошлом году по инициативе правительства региона создали рабочую группу по вопросу объединения пригородов с областным центром. Соответствующие документы, датируемые 19 января 2019 года, разместили на сайте правительства РО. Документ гласил: «группа создается в целях обеспечения всестороннего исследования вопросов преобразования муниципальных образований в Ростовской области».
Руководителем назначили заместителя губернатора Василия Рудого, а в ее состав включили областных министров, глав поселений и общественников. Всего совет насчитывал 27 человек.
Но работа затормозилась. Губернатор Василий Голубев заявил, что быстрого слияния областного центра с пригородами ждать не нужно. А реальное присоединение Аксая и Батайска к Ростову может растянуться на несколько лет, если не десятилетий. Хотя в своем выступлении он отметил, что все равно это когда-то случится.
«Первоначально идея присоединения к Ростову касалась Аксая. Затем, когда начали разрабатывать территорию Левобережья и изучать ее потенциальное развитие, возникла идея с Батайском. Это не значит, что на это уйдет три или пять лет, может и все 15. Но это будет точно. Что касается Мясниковского района, то речь шла о возможности предоставления Ростову некоторых его территорий для решения городских проблем», — рассказал глава региона.
Недовольные аксайчане
Спустя некоторое время в Аксае стали проходить акции протеста. На митингах аксайчане говорили, что в случае объединения ухудшится экологическая обстановка и увеличатся тарифы ЖКХ. Учителя и врачи, которые работают на селе, лишаться доплат к заработной плате. Не будет работать программа по улучшению жилищных условий для аграриев. Коммуналка вырастет, а налоги сильно повысятся.
Василию Голубеву пришлось вновь обратить внимание на тему создания Большого Ростова. Глава региона попросил тщательно объяснять населению плюсы объединения.
«Мы не будем ни в коем случае принимать форсирование по этому вопросу. Надо слушать людей. Если и двигаться в этом направлении, то только через убеждение в том, что эта тема будет работать в том числе, в интересах жителей тех территорий, которые могут оказаться в составе Ростова-на-Дону. Объяснять людям нужно аргументировано, а не так как это происходит сегодня. Меня не устраивает. Можно сказать, что проект временно «приморожен», — отмечал он.
Упертые казаки
Мы связались с активным участником всех протестных акций против слияния городов, атаманом Аксайского юрта Сергеем Марковым.
«Да, мы выступали против, и сегодня придерживаемся своего мнения. По всей России разошлось, как хотят убить город Аксай, которому 450 лет! Аксай-это казачий город, в отличие от купеческого Ростова. Станица Старочеркасская развивается, Грушевская, станица Мишкинкская, Ольгинская, все это казачья земля, это казачьи станицы сегодняшнего Аксайского района. Мы однозначно против! Мы — жители сел — с присоединением потеряем все льготы. Мы за то, чтобы малые города России существовали самостоятельно. Россия состоит не только из одной Москвы!» — сказал казачий атаман.
Также он отметил, что нельзя весь народ загнать в Ростов, расселить их по квартирам. «Мы — казаки Аксайского юрта — против! И реестр, и общественники наши тоже», — добавил собеседник.
Атаман напомнил, что Аксай и район — сакральное место для донского казачества. Здесь похоронены 25 войсковых атаманов. Поэтому они написали обращение губернатору с просьбой не допустить разрушения самобытного исторического наследия.
Общественное мнение
Корреспондент RostovGazeta спросил главу Администрации Аксайского района Виталия Борзенко и мэра Аксая Алексея Агрызкова об их отношении к возможному присоединению. Однако оперативного ответа не получил. Побоялись отвечать на вопросы и в администрации Батайска.
Журналист вышел на улицы двух маленьких городов и поинтересовался непосредственно у местных жителей, что они думают о слиянии.
Батайчане оказались настроены более решительно. Многие из них одобрили эту идею. Ответы были похожи: «я каждый день на протяжении многих лет езжу в Ростов на работу. Наконец-таки появится городской транспорт, а автобусы Ростов-Батайск перестанут быть пригородными с повышенными тарифами». В Аксае же у жителей иной взгляд. Они практически все как один выступают против присоединения.
За комментарием мы обратились к юристу Сергею Юсову, который входил в общественный совет Ростовской области, благодаря которому вопрос создания большого города снова всплыл.
«Мы в Общественном совете при правительстве области действительно рассматривали эти предложения. Это было обращение сотрудников торговых центров на левом берегу Дона, которые просили рассмотреть вопрос присоединения. Дело в том, что это касается и общественного транспорта, других нюансов. Потому что и Аксай и Батайск — это другие муниципальные образования. Приведу пример: Янтарный, хутор Щепкин — по существу это уже Ростов, но люди должны ехать в поликлинику в райцентр, хотя они проживают практически на территории города. Это как Москва, когда присоединяли Бутово», — поясняет Сергей Юсов.
Он также отметил, что во время будущего объединении должны быть соблюдены интересы всех граждан. По его словам, особенно людей пугает разница в платежах за землю и коммунальные услуги.
«Но всех удовлетворить вряд ли возможно. Но слияние рано или поздно все равно произойдет, это неизбежно», — добавил собеседник.
Pro и Contrа
Ростов-на-Дону, в котором живет 1,2 млн человек, — самый богатый населенный пункт региона. Он сосредоточил в себе крупнейшие производства. У города есть средства для строительства дорог, развития инфраструктуры и благоустройства. Тогда как приблизившиеся к его границам Батайск и Аксай — по-прежнему остаются дотационными, получают финансовые средства из областного бюджета.
Многие считают, что если соединить эти города воедино — Ростов станет не просто самым высокоразвитым и крупным городом Юга России, но и войдет в пятерку самых крупных населенных пунктов страны. А это особенно актуально для вечного соперничества с Краснодаром за статус «южной столицы». Также присоединение значительно расширит логистическую и транспортную инфраструктуры.
Эксперты отмечают, что от присоединения выиграют и жители новых микрорайонов областного центра. Некоторые жилые комплексы давно нарушили территориальную целостность прилегающих к Ростову районов, однако полностью подключены к ростовским коммуникациям.
Председатель комиссии по развитию экономики, предпринимательства и инвестиций Общественной палаты РО Александр Нечушкин рассказал, что при создании агломерации планировалось привлечь новые денежные средства и развить инфраструктуру всей прилегающей территории. Но никто никого принуждать не собирался.
«Это решение было принято по желанию самих муниципалитетов, по их же желанию это было и приостановлено. Никто насильно в агломерации объединять не будет. Это позиция и рабочей группы и самого губернатора Ростовской области. Сейчас, учитывая обстоятельства пандемии коронавируса, эти процессы и вовсе оказались заморожены на неопределенный срок», — добавил Нечушкин.