В Госдуме рассмотрели Проект федерального закона "О ратификации Дополнительного соглашения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, от 22 июня 2017 года".
С докладом выступил официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель Министра здравоохранения Дмитрий Костенников.
Он напомнил, что Российская Федерация оказывает разностороннюю помощью Республике Абхазия на постоянной основе, в частности, в социальной сфере, к которой относится и сфера здравоохранения. Это касается строительства и оснащения медицинских организаций, непосредственное участие российских специалистов в оказании медицинской помощи на территории республики, подготовка специалистов в сфере медицины, организация оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации и лекарственное обеспечение.
«Средства на предоставление финансовой помощи Республике Абхазия в рамках настоящего соглашения предусмотрены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Эти средства составляют до 50 миллионов рублей ежегодно», - заявил он.
Содокладчиком по законопроекту выступил Специальный представитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин:
«Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы только что слышали от статс-секретаря Министерства здравоохранения - официального докладчика, уполномоченного выступать по этому вопросу, вам на рассмотрение, на наше решение направлено Дополнительное соглашение к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиям...
Наш комитет в свое время с этой трибуны докладывал вам содержание этого Соглашения, мы его ратифицировали в 2018 году. Сейчас речь идет о продлении действия уже однажды принятого решения и Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, как впрочем, и комитеты-соисполнители, Комитет по охране здоровья, в частности, поддерживает ратификацию и принятие этого решения.
Я бы хотел еще добавить, пользуясь этим случаем и той ситуацией, в которой мы все оказались, что, конечно, принятие этого решения, даже такого рутинного решения, но связанного со здравоохранением, в настоящий момент носит знаковый характер. Безусловно, пессимизм неконструктивен и я уверен в способности мировой цивилизации, а тем более Российской Федерации справиться с эпидемией коронавируса. Она пройдет, как и многие другие эпидемии, но сохранятся отношения, которые должны продолжать существовать, чтобы цивилизация оставалась цивилизацией.
Поэтому, когда мы сейчас, думая о том, как нам сделать лучше для граждан Российской Федерации, должны понимать, что есть значительное количество наших граждан в соседних странах, прежде всего в тех странах, которые мы в отличие от многих признали - это Республика Абхазия, Республика Южная Осетия. И мы, конечно, должны в случае необходимости оказывать им помощь, в том числе, и связанную уже не только вот с этими традиционными соглашениями, но и с коронавирусом, если потребуется. Потому что им, на самом деле, кроме нас больше не на кого рассчитывать. Как впрочем, и Донецкой, и Луганской народным Республикам, я хотел бы еще раз обратить на это внимание нашего Министерства здравоохранения. Надеюсь, что это предусмотрено или предусматривается.
И я хотел бы сказать – может быть, сейчас не время обсуждать эти планы, – но, в принципе, мы начали работу и в своё время, докладывая вам эти вопросы, говорили о необходимости, чтобы в Республике Абхазия при таком наличии граждан Российской Федерации (там 70 процентов населения - это граждане Российской Федерации), был когда-то построен российский объект здравоохранения, российский госпиталь. Чтобы все знали, что именно здесь, в этом госпитале, российские врачи и местные врачи, работающие там, оказывают медицинскую помощь жителям Абхазии – всё равно, гражданам или негражданам России.
На самом деле, и в этой сфере проявляется сегодня в политическом плане конкуренция. Грузия сменила свою тактику, на её территории сегодня жители Абхазии бесплатно обслуживаются. Это делается для того, чтобы привлечь их симпатии на сторону Грузии. Мы не против этого, но мы должны сделать свой вывод и сделать свои шаги. И я надеюсь, что министерство продолжит эти усилия, а мы намерены в этом оказать ему полную поддержку. Спасибо.»
В ходе обсуждения законопроекта состоялась дискуссия. В ходе дискуссии Константин Затулин призвал не запрещать въезд гражданам России из Абхазии, ДНР, ЛНР, Приднестровья и Южной Осетии. Так же он попросил отнестись с пониманием к негражданам России, живущим в особых условиях конфликта. По его мнению, на границе с этими республиками должны быть развернуты дополнительные возможности для медицинского освидетельствования и тестирования. Затулин заявил, что закрывать въезд полностью было бы негуманно, учитывая ситуацию, в которой живут люди.
Приводим полную стенограмму обсуждения законопроекта:
Драпеко Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Константин Фёдорович! Глубоко как бы сочувствуя и поддерживая ратификацию данного соглашения, я хочу согласиться с вами и в другом, что, безусловно, Российская Федерация должна заботиться поддержкой граждан, которые находятся за пределами Российской Федерации и компактно там проживают.
В связи с этим я хотела бы вам задать вопрос, как члену профильного комитета. По Приднестровью, какова наша позиция? И есть ли у нас какие-то возможности помочь Приднестровью, и, конечно, по Донбассу.
Затулин К. Ф. Это, безусловно, не относится к теме непосредственно нашей ратификации, но я хотел бы вам сказать. Мы эти вопросы как раз поднимали в момент, когда буквально два дня назад проводили заседание комитета и обсуждали ратификацию этого документа.
Безусловно, есть проблемы, связанные с медицинским обслуживанием наших граждан в Приднестровье.
Они усугубляются тем, что у нас с Приднестровьем, как вы понимаете, нет общей границы. Ситуация здесь гораздо сложнее, чем та, которая возникает на границах с Абхазией, Южной Осетией или, скажем, даже с непризнанными республиками Донбасса.
Мы выступаем в комитете за то, чтобы мы предусмотрели в будущем возможность, в том числе, и реализацию материнского капитала для граждан России, проживающих в Приднестровье. Дали возможность им на своей территории получать эти средства.
Мы выступаем за то, чтобы мы приняли соответствующие соглашения, которые есть у нас с Абхазией и Южной Осетией. Тут то препятствие, что, как вы понимаете, Приднестровье не является признанной республикой, со стороны России в том числе. Но надо находить пути. И над этим, мне кажется, надо работать.
Что касается Донецкой и Луганской Республик, я уже выступал и говорил о том, что хотя мы принимаем меры по запрету въезда иностранцев в Россию, мы не можем запретить въезд граждан России и из Абхазии, и из Донецка, из Луганска, отовсюду. И мы должны понимать, что есть ещё и неграждане России, но люди, живущие в особых условиях конфликта. Мне кажется, на границе с этими республиками должны быть развернуты дополнительные возможности для медицинского освидетельствования, тестирования и всего остального, но закрывать абсолютно въезд, это было бы негуманно, учитывая ситуацию, в которой люди живут.
Они закрыли границы с Украиной. Вчера это сообщение поступило, о том, что Донецкая Народная Республика, Луганская закрыли всякое сообщение с Украиной. Значит, как они, вообще, могут дышать, снабжаться, поддерживать населеннние? Только через контакт с Российской Федерацией. И надо понимать, что здесь нам нужно будет идти на какие-то решения. Я считаю, что этот вопрос должен быть обсужден в штабе по борьбе с коронавирусом, который существует в правительстве. И какие-то решения должны быть приняты. Спасибо.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо. Дмитрий Вячеславович, данное соглашение имеет временной характер, до 2022 года. Подскажите, пожалуйста, если это возможно, есть смысл его делать бессрочным? Потому что, как из содоклада мы слышали, до 70 процентов на данной территории проживают граждане Российской Федерации.
А задача государства все-таки обеспечить лекарствами и медицинскими изделиями наших граждан. Это первое.
И второе. Согласно договору, уполномоченные российские органы должны проверять обеспечение российских льготников, проживающих на территории Абхазии лекарствами и медицинскими изделиями.
Так как соглашение действует с 2017 года, скажите, пожалуйста, такие проверки проводились? Если проводились, то какие нарушения выявлялись?
Костенников Д. В.
Спасибо, Андрей Геннадьевич.
Действительно такие проверки проводились. Вообще в принципе соглашение, если кратко, реализуется таким образом, что абхазская сторона ведет реестр тех граждан, которые относятся к льготным категориям.
В соответствии с потребностями этих граждан, формируется заявка на лекарственные препараты, она поступает в Министерство здравоохранения. Эта заявка проверяется Министерством здравоохранения, согласуется, и после этого выделяются средства на закупку этих лекарственных препаратов.
Государственная организация, уполномоченная в Абхазии, производит эту закупку, и распределяет через государственные аптеки, доводит их до льготной категории граждан.
Что касается проверок, которые Российская Федерация может проводить по этому соглашению, то и эти проверки проводились, и нарушений каких-то значимых при реализации этого соглашения, выявлено не было.
Спасибо.
Шперов П. В.
У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, этот вопрос у нас обсуждался на комитете по поводу исполнения данного соглашения в текущих условиях, но все-таки хотел бы уточнить.
Вот все-таки, если у нас будут приняты какие-то меры по ограничению, допустим, того же самого вывоза медицинских изделий, может быть, каких- то лекарственных средств, как это отразится на данном соглашении, ну, и на подобных соглашениях, допустим, с той же самой Южной Осетией? То есть, не получится ли каких-то перебоев, потому что все-таки там граждане Российской Федерации, то есть какие меры будут приняты и какие принимаются сейчас?
Спасибо.
Костенников Д. В.
Спасибо, Павел Валентинович.
Действительно решением Правительства Российской Федерации вывоз соответствующих лекарственных препаратов и медицинских изделий в настоящее время из Российской Федерации приостановлен. В то же время по решению правительства в качестве гуманитарной помощи направление таких медицинских изделий и лекарственных препаратов возможно, и в настоящее время изучаются реальные потребности тех территорий, о которых вы сказали, для того, чтобы сформировать соответствующие предложения.
Надо сказать, что на вчерашнее число, если говорить о Республике Абхазия, ни одного подтверждённого случая заболеванием коронавирусом в Республике Абхазия установлено не было. В то же время в настоящее время ведётся оценка потребностей и соответственно будут предложения по оказанию такой помощи.
Затулин К. Ф.
Я хотел бы добавить. Вопрос, который сегодня прозвучал, звучит вторично. В первый раз мы его задавали в ходе заседания и слышим тот же ответ от Министерства здравоохранения о том, что возможно принять такие решения.
Мы убедительно просим вас, я имею в виду правительство и Министерство здравоохранения, от слова "возможно" перейдите к слову "необходимо". Потому что это нужно, потому что речь идёт о гражданах Российской Федерации, о нуждах тех стран, которые реально не могут существовать без поддержки Российской Федерации. И мы взяли определённую ответственность, признав их, в то время как весь мир, как мы знаем, этого не сделал, большая часть.
Поэтому убедительная просьба - не просто констатировать возможность, а инициативно обратиться. Сегодня в Республике Абхазия происходит избирательная кампания и 22 марта произойдут внеочередные президентские выборы. В этот момент думать, что там всё нормально функционирует, в том числе и министерства всякие, здравоохранения и так далее, не приходится, к сожалению.
Поэтому имея в виду вот эту необходимость, как в этом случае старший брат, пусть будет даже так сказано, хотя я не люблю этих определений — старший и младший, мы должны пойти навстречу. Это нам вспомнится через многие, многие годы, если хотите.
Моляков И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Вопрос к Константину Фёдоровичу.
Уважаемый Константин Фёдорович, сейчас много разговоров о потерях туристических фирм. Абхазия - это туристический регион, какие здесь перспективы? Сократятся поступления от туристических туров в Абхазию или нет?
И в развитие вопроса депутата Драпеко второй вопрос.
В связи с эпидемией напряженность на Украине, в Донбассе, речь идет о военных столкновениях сил добровольцев, армии Украины, ослабли, или наоборот, остались прежними, на прежнем уровне?
Затулин К. Ф. Ну прежде всего хочу сказать, что, конечно, тактика украинской стороны на линии соприкосновения с вооруженными силами непризнанных республик, Донецка и Луганска, она не изменилась, обстрелы происходят. Они, конечно, не носят интенсивного характера, но я хотел бы обратить внимание, именно украинская стороны, и несколько месяцев назад об этом рассказал наш министр иностранных дел, отказалась от разведения сил по всей линии соприкосновения.
Что это означает в реальности? Если вы отказываетесь от такого всеобъемлющего замораживания конфликта, это значит вы резервируете за собой возможность в любое время устраивать провокации, устраивать обстрелы и так далее, а потом обвинять в этом весь мир, и прежде всего противоборствующую сторону.
Поэтому здесь тактика украинской стороны, к сожалению, всё та же.
На Украине никак не могут перейти к здравому подходу.
Дискутируется, например, в Верховной Раде вопрос о том, чтобы законом запретить подачу воды в Крым Законом. Не просто сделать так, как сделано сейчас, перекрыв Северо-Крымский канал, но утвердить это законодательным образом. И так далее, и так далее. То есть логика - чем хуже им там, тем лучше для нас.
Пока Украина будет идти по этому пути, к сожалению, всерьез рассчитывать на улучшение отношений не приходится. Хотя усилия в этом направлении предпринимаются, как вы знаете.
То, что касается нынешней эпидемии, ну по-разному можно истолковать, какие выводы сделает украинский политический класс и как он будет это использовать. Кто-то будет на этом основании говорить, и уже говорит, о необходимости изменения тона в отношениях с Россией, а кто-то наоборот, настаивает, как я уже сказал, на усилении конфронтации.
Туристический сезон.
Конечно, сейчас могут быть разные прогнозы по поводу туристического сезона. Начало его, очевидно, пострадает для Абхазии, но многое будет зависеть от того, как мы будем рассматривать эту территорию, территорию Абхазии, будем ли мы рассматривать её с общих позиций или мы сможем на основании достоверных данных, в том числе, данных, связанных со здравоохранением, рекомендовать нашим туристам всё-таки эти поездки. Мы, как вы знаете, не рекомендуем сейчас никому на достаточно долгий период времени выезжать за пределы Российской Федерации. Курортный сезон начинается, как вы знаете, в начале июня. Поэтому будет ближе это время, будет ясно, что произойдёт.
Выборный А. Б..
У меня вопрос к представителю правительства России, хотя, как мне представляется, у Константина Фёдоровича тоже имеется позиция на этот счёт.
Уважаемый Дмитрий Вячеславович, прежде всего, хотел бы вернуться к вопросу, который задавал Алыпевских Андрей Геннадьевич, о том, что, как вы считаете, насколько целесообразно сделать бессрочным данное Соглашение, поскольку, как ответил докладчик и содокладчик, прямо подчеркнули, что на территории Абхазии проживает 70 процентов наших граждан?
И хотелось бы узнать из первых уст, как в целом вы оцениваете правоприменительную практику в рамках обсуждаемого вопроса в настоящее время? И, прежде всего, есть ли понимание по объёмам обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями наших граждан в Республике Абхазия как за последние три года, так и за проектируемый период, в будущем?
Костенников Д. В. Спасибо, Анатолий Борисович.
Тогда, возвращаясь вот и к вопросу Андрея Геннадьевича тоже, я вспомнил, что не до конца ответил на его вопрос, хотел ответить уже в выступлении по окончании вопросов, просто настоящее Соглашение само основное, оно предусматривает продление на новый срок. Поэтому чисто юридически мы сейчас практически удваиваем срок действия этого Соглашения. В дальнейшем вопрос... Ну и, соответственно, поручение правительства по подготовке этих решений основывалось на вот этой, в том числе, юридической стороне уже ратифицированного ранее Соглашения. Поэтому мы исходили прежде всего из этого и готовили документ вот в настоящем виде, который был вам представлен.
Я думаю, что переход на бессрочное соглашение по вопросам финансирования республики - это, наверное, достаточно сложный политический вопрос и это не уровень Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Надо сказать, что государство развивается, в Республике Абхазия уже давно организован собственный Фонд обязательного медицинского страхования, который формирует систему обязательного медицинского страхования в Республике Абхазия, имеет свой бюджет, имеет свои программы лекарственного обеспечения, поэтому мы должны принимать решения, уже в дальнейшем исходя из развития ситуации. Это вот, наверное, мой взгляд на тот вопрос, следует ли принимать решение о бессрочных соглашениях по вопросам финансирования тех или иных, так скажем, направлений помощи Республике Абхазия.
Что касается правоприменительной практики, то я докладывал, как работает система по исполнению этого соглашения, и в целом правоприменительная практика складывается достаточно удачно. В первое время была достаточная экономия из выделенных средств, которые даже направлялись на другие цели, но тоже связанные с развитием системы здравоохранения в республике, оплату оказания медицинской помощи. В настоящее время средства, которые выделены для обеспечения этой категории граждан, являются достаточными, предусмотрены и в бюджете, и, в общем, проблем с обеспечением этой категории граждан необходимыми лекарствами, на мой взгляд, нет.
Затулин К. Ф. Я хотел бы добавить, сказав, что, да, государство Республика Абхазия развивается, но развивается трудно, толчками. И перед нами выбор: или мы, разочаровавшись в этом своём собственном акте признания, отвернёмся от Абхазии, и тогда Абхазии, понятно, не выжить, или мы предпримем новые усилия для того, чтобы поставить это дело на более серьёзную основу. И с этой точки зрения я поддерживаю идею, что нам не нужно каждый раз перератифицировать заново и заново дополнительный протокол, и нам нужно его сделать бессрочным. Это могло бы быть предметом переговоров с новоизбранным президентом и новым правительством в Абхазии, после внеочередных выборов.
Точно так же, как я считаю, что нам необходимо демонстрировать свой флаг на территории, где большинство населения граждане России, и поэтому говорю о российском госпитале в Сухуми. Точно так же, как люди знали, – на протяжении всей истории, пока Севастополь был в составе Украины, – что есть госпиталь Черноморского флота, и если вы хотите на самом деле вылечиться в Севастополе, обращайтесь именно туда. Это знали все жители города-героя Севастополя, даже когда он был в украинском плену. И это одна из слагаемых "Крымской весны", если хотите. Вот я на это обращаю внимание и, надеюсь, правительство тоже. Спасибо.
***
По результатам голосования 336 голосами «За» законопроект был принят. Против принятия законопроекта выступили 1 депутат.
Ратификация Дополнительного соглашения к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия предусматривает сотрудничество в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, от 22 июня 2017 года.
Проект внесён совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации. Данным дополнительным соглашением, срок основного соглашения продляется до 31 декабря 2022 года, то есть на три года.