Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) предложило утвердить Стратегию госполитики России в отношении российского казачества на период до 2030 года. Соответствующий проект указа президента опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Для чего необходим этот документ и когда казачество станет регулироваться отдельным федеральным законом, «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» в период с 2000 по 2013 год Виктор Водолацкий.
- Виктор Петрович, какова цель новой стратегии государства по казачеству?
- Этот документ разработан с учётом предложений, поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов власти регионов, войсковых казачьих обществ, РАН и иных организаций. Стратегия заложит концептуальную основу дальнейшего развития и консолидации российского казачества. Уверен, что все казачьи общества и общественные объединения казаков должны принять участие в согласовании и доработке этого документа.
Прежде всего необходимо сформировать эффективный механизм привлечения казачества к государственной и иной службе, к решению государственных задач на основе общественно-государственного партнёрства в интересах национальной безопасности. Реализовывать задачи будут по ряду направлений — это совершенствование законодательства в сфере расширения полномочий казачьих обществ, внесённых в специальный реестр, по охране различных объектов, участие военнообязанных членов войсковых казачьих обществ в проведении ежегодных военных сборов и другие.
Насколько эффективно казаки решают эти вопросы сейчас, хорошо видно в местах их компактного проживания. Прежде всего — на Юге России. Этот опыт надо распространить на всю страну. К примеру, Минпросвещения для создания федеральной программы обучения в казачьих классах в школах могло бы воспользоваться программами, по которым обучаются школьники в Ростовской области и Краснодарском крае. Я лично принимал участие в их разработке и внедрении. Здесь не нужно изобретать велосипед, а просто приехать, изучить этот опыт и взять его за основу.
- В стране зарегистрировано и осуществляют деятельность свыше 2,5 тысячи казачьих обществ. Наряду с ними действуют и иные объединения казаков. Что это за объединения?
- До 1996 года диалог государства и казаков можно назвать плодотворным. Были приняты определённые нормативные документы, в частности Закон «О реабилитации репрессированных народов», постановление ВС РФ «О реабилитации казачества». В местах компактного проживания казаков (на Кубани, на Дону и так далее) при администрациях самого разного уровня появились советники по казачеству, войсковые, окружные, станичные и хуторские общины. Они занимались реальной работой — воспитанием молодёжи, подготовкой казачьих воинских подразделений, работой на земле. Существовала единая форма регистрации казачьих объединений в Минюсте России. Эта была мощная сила, стержень стабильности и порядка в местах компактного проживания казаков.
Новая идеология, которая в том числе отражена в стратегии, нацелена на единение реестрового и нереестрового казачества в различных направлениях деятельности.
В 1996 году вышел указ президента «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы». Этот документ положил начало расколу казаков на так называемых реестровых и общественных. Причём вот эти иные общественные формирования самостоятельно занимаются сохранением традиций, оказывают гуманитарную помощь братским народам ближнего зарубежья. Это те казаки, которые не вошли в госреестр или, наоборот, по каким-то причинам вышли из него. Такое деление нанесло вред не только казакам, оно нанесло вред и государству.
Новая идеология, которая в том числе отражена в стратегии, нацелена на единение реестрового и нереестрового казачества в различных направлениях деятельности. Об этом говорит и новый председатель президентского Совета по делам казачества, помощник Президента России Анатолий Серышев.
Уверен, казаки забудут о былых распрях и недомолвках, которые существуют между нами. Надеюсь, что те механизмы, которые мы сегодня создаём, помогут возродить казачеству единство, былую честь и славу.
- Один из приоритетов стратегии — работа с казачьей молодёжью, обеспечение преемственности поколений. Что сейчас делается в этом направлении?
- Сегодня в каждом казачьем войске созданы молодёжные казачьи объединения. В 2007 году благодаря сотрудничеству войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви создана казачья детско-молодёжная организация «Донцы». Подразделения по работе с молодёжью Войска Донского постепенно появились и в окружных, юртовых, станичных и хуторских казачьих обществах Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия.
Молодые казаки участвуют в поисковых экспедициях, спортивных соревнованиях, туристических походах, фестивалях, показательных выступлениях, играх. Также помогают ветеранам Великой Отечественной войны, берут их под свою опеку; проводят конференции и форумы, посвящённые памятным датам донского казачества. Эту работу будем развивать по всей стране.
- Как стратегия может помочь в создании федерального закона «О российском казачестве»?
- Стратегия — это начало, основа для разработки закона о российском казачестве. Профильные комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в июне 2019 приняли решение о создании рабочей группы, которая займётся подготовкой проекта концепции закона о казачестве. В её работе примут участие и депутаты Государственной Думы.
Я уверен, что в весеннюю сессию работы Госдумы нам удастся разработать проект федерального закона «О российском казачестве». Мы намерены провести обсуждение документа в профильных комитетах Госдумы, организовать проведение «круглого стола» на эту тему с привлечением экспертного сообщества, представителей правовых управлений Администрации Президента и Правительства, и в первую очередь — самих атаманов реестровых казачьих обществ. Они должны понимать, что закон делается не кем-то для них, а закон делается вместе с ними, с тем, чтобы он был реализован начиная с уровня местного самоуправления до федерального уровня включительно.
Надеюсь, на этот раз нам удастся прийти к консенсусу и создать действительно работающий закон.
Стратегия — это начало, основа для разработки закона о российском казачестве.
Справка
Закон «О российском казачестве» рассматривался Государственной Думой ещё в 1997 году и был принят в третьем чтении большинством голосов. Однако внутриказачье размежевание на «реестровых» и «общественных» послужило главным препятствием на пути принятия этого закона. Совет Федерации учёл ходатайство Общественного совета атаманов войсковых казачьих обществ и на заседании 4 июля 1997 года большинство голосов проголосовало за отклонение закона «О казачестве». Вслед за этим из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Администрации Президента РФ была сформирована согласительная комиссия по доработке закона.