Несколько слов о стремлении некоторых казачьих деятелей обратить новых казаков в отдельный народ. Разговоры эти не новые. Но так и остались разговорами, так как никогда существенной базы для реализации такой идеи не возникало. Мы знаем историю первого казачьего государства – Гетманщины. Политические цели движущих сил, создавших это государство, были какими угодно, но не ставили целью создание суверенного государства, а тем более казацкого народа. Современникам словосочетание «казацкий народ» было смешно и неприемлемо. Они считали себя русскими людьми. Именно на сословной принадлежности настаивало казачество Гетманщины, уравнении его в правах со шляхетством и на этом условии немедленном вхождении в состав Польши. Но так как поляки на это не пошли, они в кровопролитных междоусобицах в пух и прах разнесли свою «нэньку» и прекратили существование.
Следующий раз идея Казакии возникла в казачьей эмиграции после Гражданской войны 1918–1920 гг. Опять же целью было не строительство казачьего народа, а, скорее, попыткой уцелеть как общность. Идея возникла, как мечта... Мечтой и осталась.
Следующий раз идея Казакии появляется в гитлеровской Германии. Конечно, гитлеровские стратеги не были озабочены созиданием казачьего народа. Их целью было закрепить падение СССР новыми образованиями – сателлитами на его территории.
И вот уже сегодня снова звучит старая идея. Теперь «казачий народ». Одновременно американцы озвучили свою заинтересованность в создании Казакии на территории России.
Но вернемся к народу. Многим кажется, что народы образуются естественным путем. Это представление ошибочно. Народы складываются в ходе сознательной деятельности людей, т.е. являются продуктами культуры. Можно целенаправленно создать народ. История знает немало таких случаев и даже очень свежих, но история не знает ни одного случая извлечения из глубины веков исчезнувшего народа. Что касается новых народов – их десятки, в том числе великие: итальянский, японский, американский и др. Так, итальянского народа как такового до середины XIX века не было, японского не было, американскому народу всего 200 лет, «как у нас любят говорить – он моложе Московского Большого театра». За всем этим стояли очень серьезные, опытные люди, имевшие соответствующие ресурсы. И, конечно, политическая воля. Большие профессионалы, которые понимали, как это делается, и делали свое дело, а не ходили с плакатами или заявлениями.
Рассмотрим на примере Японии. Для собирания раздробленных феодальных кланов и общин, которым во второй половине XIX века угрожали колонизация, империалистическая экспансия Запада, был создан и политическими средствами утвержден миф об императоре и его божественном происхождении. Выработанная программа собирания народа – «Реставрация Мейдзи» – задала новый формат верховной власти и ее отношений с феодальными кланами. Древние религиозные верования были превращены в государственную религию – синтоизм и служили мощным инструментом консолидации общества. Через систему образования в японцах было возбуждено чувство национализма, в который была заложена идея форсированного промышленного и технического развития. Так возникли Япония как государство-нация и то, что сегодня принято называть японским народом. Нечего и думать, что такие сложные конструкции появились сами собой за столь короткий срок. Еще более яркий пример искусственного собирания народа – США. Так, американский народ был собран в ходе Войны за независимость. А его сборка производилась отцами нации вполне сознательно. Проект вырабатывался на технических совещаниях, как в КБ. Схожая картина в Латинской Америке. Новые государства-нации формировались на месте бывших колоний в ходе Войны за независимость. Примечательно, что отцы новых народов-наций, считая себя фрагментами своих материнских империй, вполне сознательно проводили работу по сборке новых народов, так как хорошо понимали их значение для провозглашения независимости колоний.
В Европе появляются народы-нации, которые буквально изобрели. Например, Словакия. Таким образом, теоретически нет препятствий для создания еще народа. Но хотелось бы понять, чем вызвано стремление создать новый народ. Создание американских народов во многом обоснованно желанием получить независимость колониями. Создание японского народа произошло вследствие угроз экспансии Запада и технического отставания. Какими серьезными причинами вызвана необходимость создания особого народа – казаков?
Появление новых народов-наций существенно изменило ситуацию в регионах и мире. Привело к определенным последствиям в исторической перспективе. Есть ли гарантия, что строительство казачьего народа приведет к благу, а не к катастрофам, с вовлечением в них несчастных казаков? Как, например, попытка создания казачьих государств на Кубани и Дону в начале ХХ века. Современная попытка на Дону устроить казачью республику обернулась полным провалом, обнаружила полное отсутствие какой-либо поддержки, наличия ресурса и опыта.
На наших глазах происходит драма – строительство молодого государства Украина. Далеко не на пустом месте. Самая большая по территории страна в Европе, людские ресурсы, благоприятный климат, промышленность, наука. Но так как отсутствует исторический опыт государственного строительства и государственных мужей соответствующего уровня, она из цветущей советской республики деградирует и разваливается, идет гражданская война! Недаром говорят: «Хочешь что-либо развалить – поручи это заботам непрофессионала». Есть ли у вас концепция строительства и развития нового образования? С чего начнете? С депортации иногородних с казачьих территорий или поголовного оказачивания населения? Есть ли видение будущего? Присутствует ли ответственность? Людские и финансовые ресурсы? Создание народа в нашем случае – это еще и вычленение из русского народа. Больше не из кого. Значит, этим людям придется отказаться от своего народа, от своей великой истории! Каково это русскому человеку? Какой великой идеей, какой великой целью руководствуются эти безумцы, пытаясь вырвать из тела русского народа еще один кусок? Что предложите вместо? Историю Гетманщины или организацию Смуты вкупе с поляками? Другой нет. Все, что было позже, – это уже история России. Многие из ныне живущих сами участвовали в грандиозном действии – создании советского народа. В этом был некий смысл. Была перспектива. Идея создания советского народа была в известном смысле продолжением русской, которая была объединительной, создавшей, без преувеличения, уникальную цивилизацию. То, что предлагается строителями казацкого народа, есть разделение. Очередное разделение. К сожалению, есть у нас и такая черта. Скажу словами Тихомирова: «Мы, русские, напоминаем тот град, который разделился в себе и потому не может устоять. Разделение у нас во всем, и потому во всем пропадает наша сила. И что всего назидательнее – угнетают нас везде и всюду группы численно слабейшие, иногда ничтожно слабые…».
В любом случае создание народа – это работа. Сопутствующий атрибут такой работы – война. Как правило. Редко, где появление нового народа обошлось без войны. Наши «народники» ничего не делают в этом направлении, а только убеждают своих слушателей, что они – народ. В целом странная позиция для любого борца с чем-то или за что-то. В их «распоряжении» большой российский дом, к созданию которого приложили немало сил русские казаки, а они выбирают маленькую казацкую каморку! Неужели желание примерять генеральские погоны и высокие государственные должности в маленьком квазигосударстве застилает им глаза и лишает разума? Прислушаемся ли мы когда-нибудь к своему историческому опыту и просто к здравому смыслу!