Заседание межведомственной комиссии по развитию казачьего кадетского образования на Ставрополье прошло 29 мая в комитете СК по делам национальностей и казачества. Его открыл заместитель председателя комитета, атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского войска Сергей Пальчиков.
В обсуждении приняли участие представители комитета, министерства образования края, руководители казачьих кадетских лицеев и учебных заведений, реализующих казачий компонент. Они пришли к единому мнению, что в Ставропольском крае, благодаря многолетней работе и энтузиазму казаков и педагогов образовательных учреждений, поддержке комитета и министерства образования создана устойчивая стартовая база для реализации полноценной и уникальной системы образования с казачьим компонентом на основе традиционной культуры, истории и военно-патриотической подготовки детей, позволяющей воспитывать молодое поколение жителей нашего края патриотами своей Родины.
– Мы все вместе долго работали над тем, чтобы сформировать полноценную систему казачьего кадетского образования в крае, решали непростые организационные и финансовые вопросы. Комитет взял на себя обязательства по переподготовке и повышению квалификации педагогов и казаков, преподающих в школах. И мы будем ежегодно продолжать эту работу, чтобы воспитанием и обучением детей занимались профессионалы, – подчеркнул Сергей Пальчиков.
По данным начальника отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей министерства образования Ольги Пикаловой, на Ставрополье казачий компонент в обучении реализуют 74 школы, всего в крае действует более 290 кадетских казачьих классов. Всего этой подготовкой охвачены более 6 тысяч детей, что говорит о высокой востребованности такого обучения.
– В этом году Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа и Кадетская школа им. генерала А.П. Ермолова вошли в десятку лучших кадетских учебных заведений России, – сказала Ольга Пикалова. – Безусловно, мы должны продолжать эту работу. Система казачьего кадетского образования в крае востребована детьми и родителями, и сегодня она нуждается в создании единого учебно-методического комплекса, включающего учебные программы, пособия. Это серьезно облегчит работу учителей.
В этом году также будет отремонтировано общежитие Буденновского казачьего кадетского корпуса, на эти цели уже выделено 24 миллиона рублей.
На Ставрополье также реализуют казачий компонент два техникума казачьей направленности, в г. Михайловске и станице Григорополисской, средняя школа № 19 в г. Пятигорске, средняя школа № 15 в станице Лысогорской Георгиевского городского округа, школа № 5 в г. Ессентуки, 9-я школа в г. Кисловодске, 8-я школа в г. Невинномысске и школа № 41 в г. Ставрополе. Железноводский художественно-строительный техникум буквально на днях получил статус учебного заведения, также позволяющий преподавать казачий компонент. Педагогический коллектив образовательных учреждений уже накопил большой опыт работы в обсуждаемой сфере, а ученики постоянно становятся победителями всевозможных соревнований и конкурсов краевого и всероссийского уровней. Участники дискуссии отметили, что любое из упомянутых учреждений вполне могло бы стать полноценным казачьим кадетским корпусом.
Несмотря на успехи, существует ряд проблем, требующих решений: разработки единой учебной программы, дальнейшего совершенствования краевой законодательной базы.
Хорошим подспорьем для педагогов и детей станет выпуск учебного пособия для учащихся 8-х классов, который подготовлен авторским коллективом под руководством кандидата исторических наук, ученого-казаковеда Кавказа Владимира Колесникова. Недавно он выпустил в свет энциклопедию «Казачество Новоалександровского района Ставропольского края 1794 – 1920 гг.».
Ученый рассказал, что пособие уже написано и готово к выпуску. Оно подготовлено специально для учеников 8 классов, потому что именно в это время дети изучают исторический период, относящийся и к становлению казачества как оплота Российской Империи на Северном Кавказе: 1771-1870 гг. В сборник включены уникальные исторические материалы, персоналии офицеров, георгиевских кавалеров – уроженцев ставропольских станиц, и фотографии линейного, кубанского и терского казачества, некоторые изображения будут опубликованы впервые. Кроме того, пособие призвано расширить привычное восприятие казачества только как воинской силы. Авторы стремятся дать детям представление и о казаках-«предпринимателях» того времени: пивоварах, строителях, землевладельцах, коневодах. Их имена восстановлены ученым, и на примере реально существовавших земляков можно говорить о том, какие профессии актуальны и востребованы сегодня.
По итогам межведомственной комиссии принят ряд решений по продолжению работы в сфере развития казачьего кадетского образования в крае, среди которых подготовка единой образовательной программы для казачьих кадетских классов и издание учебного пособия для учащихся.