Сейчас идет последняя неделя Великого поста – Страстная, особенно строгая. В эти дни нельзя использовать для приготовления пищи даже растительное масло. В старину в Старочеркасской одним из главных блюд в эти дни была вареная картошка, к ней хозяйки подавали соленые помидоры, огурцы, капусту. Каши варили на воде. А борщи или супы не заправляли никакими заправками. Такие ограничения в пище соблюдали и казаки, находящиеся вдали от дома, на службе, и даже пребывавшие в госпиталях на лечении.
Особая строгость касалась всевозможных увеселительных мероприятий, гуляний, хождения по гостям. Родители детей не пускали даже на улицу играть.
Когда еще только наступал Великий пост, наши казачки снимали красивые, нарядные занавесы с окон и дверей, скатерти со столов, покрывала с кроватей и тюлевые занавески с подушек. Все это перестирывалось, крахмалилось, выглаживалось и убиралось в комоды до Страстной недели. Взамен использовали простые, темных тонов, занавесы и скатерти.
Пока длился пост, женщины прибирали в куренях и летних кухнях. Белили мелом стены, мыли окна и двери, стены домов, если они были крашеные, или мазали глинкой в коричневый цвет или синькой – в синий. Низы и завалинки куреней обмазывали глиной и белили известкой. Мужчины приводили в порядок после зимы базы, сараи, крыльца домов, поправляли плетни. Начало полевых работ часто приходилось в наших краях на четвертую неделю поста, именуемую Крестопоклонной. С испеченными из теста крестами выезжали в поля, обходили границы наделов, читая молитвы и прося Божией помощи и хороших урожаев.
Чистый четверг в Старочеркасской начинался с купания самых чистых душой – детей и младенцев. Их матери намывали еще до восхода солнца. После детей купались все остальные члены семьи. Этот ритуал, считалось, обеспечивал всем здоровье в течение года.
После купания семьи хозяйка мыла полы, застилала чистые дорожки, вновь вешала нарядные занавесы на окна и двери, покрывала чистыми красивыми скатертями столы и комоды. Дом преображался, сверкая чистотой, и некоторые старые люди говорили: «Ангелы летают».
В Чистый четверг казачки пекли куличи-пасочки и красили яйца в луковой шелухе. Опару на молоке для теста ставили с ночи, а рано утром добавляли яйца, сахар, из жиров – смалец или домашнее сливочное масло, изюм. Тесто «укручивали» несколько раз, давая ему подняться 2–3 раза. И только потом начинали выпекать. После остывания под полотенцем верх покрывали белой глазурью – белок, взбитый с сахарной пудрой, – и посыпали крашеным пшеном. Самую высокую и ровную пасху несли на освящение в храм.
И вот наступал канун праздника. Вечером в субботу верующие семьями, в нарядных, новых одеждах, собирались на службу в храме.
С утра в каждом курене праздничные столы ломились от угощений. Обязательно присутствовали мясные блюда и «маринад», который тоже готовили в Чистый четверг. Для этого брали крупную рыбу пожирней, и чтобы поменьше костей, нарезали порционными кусочками, обжаривали до румяной корочки. Отдельно обжаривали много лука, пастернака, моркови. Укладывали слоями в кастрюлю, заливали остывшим кисло-сладким маринадом и тушили на «краю печки» пять часов, чтобы, как говорят казачки, «все косточки перепрели».
В первый день Пасхи было принято детям ходить к родителям и крестным и поздравлять их с праздником.
Интересно, что не только в Пасхальную неделю, как сейчас, но и целых сорок дней (до самого праздника Вознесения Господня), встречаясь на улице, казаки приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!», а в ответ, конечно, слышали: «Воистину воскресе!»
Галина СОЛОВЕЙКИНА,
старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника