Разные казаки и разные взгляды на историю
Автор: FrederickWhitele от 10 октябрь, раздел: Семиреченское казачье войско, просмотров 264
Мотивы которые послужили мне толчком для того чтобы взяться за перо вы найдете в конце написанного. А началом всего этого послужила такая вот предистория. Одним из моих хобби является увлечение историей Семиреченской области, в основном дореволюционного периода и гражданской войны. Так случилось, что в июне этого года я был приглашен в Узун-Агач к родственнику на юбилей. Забегая вперед хочу сказать, что решил воспользоваться случаем и убить сразу 2-х зайцев. Слышал до этого, что казаки вроде как отреставрировали на тамошнем кладбище памятник в честь Узун-Агачской битвы 1860 г. Думал вот и посмотрю заодно памятник, благо кладбище неподалеку, а то неизвестно, когда в следующий раз выберешься. Вот и увидел. А увидев то, что увидел, сразу пожалел, что попал сюда. Я не знаю даже, как описать это словами. Сверху вниз на нелепую надпись «От вечно любящей жены генералу Г.А.Колпаковскому» смотрит, скорее даже не смотрит а свешивается задница какой-то курицы, но отнюдь не орла. И если брать чисто исторически, то у орла голова была в том месте где сейчас находится ж... Какой грамотей это писал? Кто это решил, что здесь похоронен Колпаковский? Какая эта по счету жена здесь упоминается? Насколько мне известно жена у Колпаковского была одна и умерла она еще до открытия этого памятника. Кто автор этого абсурда? Ну думаю вот тебе и казаки. Тоже мне, знатоки истории. А об останках цементных пушек вообще слов е нашлось. Обескураженность постепенно проходила, уступая место нарастающему раздражению в отношении тех, кто так поганит историю. Ну думаю на днях разберусь с этим вопросом. Есть у меня старый друг один. Знакомы еще с конца семидесятых. Вместе работали, но потом как говорится жизнь раскидала. Сейчас изредка созваниваемся, еще реже видемся. Живет он в районе Малой станицы. Знаю что и казакует он с девяностых. Вот и решил позвонить ему и разузнать спокойно ли казакам спится после таких надругательств над историей. Сказано, сделано. Друг однако сразу перебил мою гневную тираду сказав, чтобы я перестал орать и не стриг всех под одну гребенку. По его словам выходило, что ни он, ни казаки, которых он давно знает и общается, тоже не разделяют восторгов по этому поводу, и уж тем более к этому (иначе не назовешь) глумлению никакого отношения не имеют. Все это инициировал в 2007 году некто Захаров Ю.Ф. самозванец, провозгласивший себя Верховным атаманом, не имеющий к казачеству никакого отношения. Одним словом сешок с деньгами, который решил, что ему дозволено все. Вот он и сотворил подобное «чудо» ни с кем не советуясь и не консультируясь. Однако уверял, что делает все согласно архивных документов. Ну а после поставил всех перед, так сказать уже свершившимся фактом. Наши казаки, добавил друг, уже который год не ездят традиционно в мае к этому памятнику, считая его оскверненным. Говорят, что до этой пресловутой «реставрации» он был им ближе и дороже, нежели теперь. Я сказал что такое может вытворять только больной на голову. Друг смеясь ответил, что тут я попал в точку. Если он на страновой конференции при российском посольстве, представителях казачьих, русских и славянских организации делает в микрофон заявления типа: - «Я ответственный за судьбу всех русских и казаков в Казахстане.» Поневоле приходит мысль, что у человека с головой отклонения ибо откуда такая мания величия.
Ресторан "Атаманъ" в здании бывшего войскового правления Семиреченского казачьего войска.Затем немного успокоившись я спросил, а чем теперь занимается этот Захаров. Друг ответил, что все тем-же. Собрал вокруг себя камарилью прихлебателей и продолжает «чудодействовать» в историческом и иных направлениях. Последний «шедевр творческих мук» этого гения — переоборудование старинного здания казачьей управы под кабак. Я прямо таки опешил, потому что по старым фотографиям знаю, как выглядела управа до революции, как выглядела в советское и постсоветское время. Раньше я неоднократно бывал в этом районе и знаю ее месторасположение, видел ее вживую. Опять взыграл интерес увидеть все своими глазами, о чем я и сказал другу. Он то и предложил в ближайшее время встретиться возле управы, да обсудить все на месте. Сказал только что я не узнаю в этом здании то, которое помню и видел раньше. Встреча наша состоялась в ближайший выходной. Сразу скажу что услышанное полностью совпало с увиденным. Здание на мой взгляд отделано в кичливо-кабацком стиле. То старое, побитое временем с массивными ставнями выглядело конечно блекло, но от него так и веяло стариной. Именно таким оно мне и запомнилось. А теперешнее на управу ну никак не похоже. Теремок какой-то из русских сказок, и опять та же нелепица. Над одними воротами красуется надпись «Республиканский культурный казачий центр.» Над другими воротами аршинными буквами выполнено название ресторана «Атаманъ». Ниже на заборе придеплен плакатик возвещающий о неделе бесплатного пива. Странно что любителей такого пива оказалось всего двое. Сразу видно, что заманиловка. Ничего не скажешь. Весьма достойное применение для здания казачьей управы. Чувствуется рука одного и того же «архитектора.» В случае с Узун-Агачем и «чудесным» превращением управы в кабак явно проглядывается, если мягко сказать очередная «творческая неудача», а если быть более точным, то видны жалкие потуги зажравшегося хама и этакое тупое самолюбование на публике. Мол есть деньги, что хочу, то итворю. А вы мне все фимиам курите, независимо от того нравится это кому либо или нет. Подумалось, это как же надо ненавидеть историю и казачество, которое пытается олицетворять собой г-н Захаров, чтобы это самое казачество и все что с ним связано, опускать подобными деяниями ниже плинтуса. Этими соображениями я поделился в ходе осмотра со своим приятелем, который полностью со мной согласился. Однако после минутной молчаливой паузы он сказал, что это еще не все. Может я не откажусь пройтись с ним в Малую станицу к Казанской церкви, а там он мне еще кое-что покажет. А по дороге туда сказал, что поведает мне еще одну историю, которая волнует его на протяжении ряда лет. Эта история имеет прямое отношение к тому, что он желает мне показать. Даже вынул из кармана какие-то бумаги и небольшую книжечку пояснив, что здесь написано то, что проливает свет на некоторые детали в этом деле. Так что далее я буду писать от лица рассказчика.
- Я был крещен в этой церкви 6-ти месяцев от роду. Здесь венчался, крестил сына, присягал казачеству. Как-то так вышло, что может после всех этих событий, а может сказалась кровь предков (мой прадед пел в хоре этой церкви), но я стал посещать церковь чаще, потом регулярно, что и делаю по сей день. Вот тогда-то в девяностых я и обратил внимание на памятник, что стоял возле церковной калитки, через которую можно было попасть в церковь с улицы Халиуллина. Вертикальная гранитная плита в форме прямоугольника с полукруглым верхом. На самой плите высечен крест. Никакой таблички или просто надписи не было. Была вокруг памятника металлическая оградка примерно метр на метр. Каждый год на Пасху а чаще на родительский день внутри оградки появлялись букеты весенных цветов сирени или тюльпанов. На сам памятник вешался веночек, какие обычно приносят на кладбище. Я ни разу не видел кто это делает и почему. Все дело в том, что на захоронение как-то непохоже, а раз никто не похоронен, значит с этим местом что-то связано, может какие-то события. Таковы были мои первые умозаключения. Не знаю даже как сказать, но простым интересом это не назовешь. Может чувство какое, но что-то подталкивало меня узнать, что здесь произошло. Решил поспрашивать по станице и вскоре от стариков узнал что в гражданскую красные на этом месте облили керосином и заживо сожгли священника. К сожалению не имени ни фамилии деды и не знали. Да и не мудрено, то поколение через такое прошло, что может и знали, да по старинке сказать боялись. Утешало одно, что все-таки до конца не вытравили память о священнике. Жива память, раз кто-то цветы приносит. Значит знают люди и помнят. А теперь я перенесу историю т. е. продолжение ее в настоящее время. Все началось в конце 2011 года. Наши казаки нашли в интернете данные из Алма-Атинского городского архива Ф.1718 Оп.1. Актовые книги за 1918 год.
Убитые и умершие от ран в мае 1918 г казаки ст-цы Малой.
Иван Федорович Бородихин, 58 лет, казак Малой станицы, убит в тюрьме 12 мая 1918 (по старому стилю) (исповедован и приобщен не был из0за внезапного расстрела, отпевал священник Парфений Красивский)
…
Умершие от ран казаки Малой станицы
Федор Васильевич Роденков, 33 года;
Михаил Тихонович Трубачев, 20 лет;
Павел Михайлович Белослюдов, 27 лет;
Андрей Федорович Нестеров, 34 лет;
Павел Федорович Волоков, 49 лет;
Иван Капитонович Белослюдов, 19 лет;
Сотник Иван Георгиевич Войков, 22 лет.
(Исповедованы и приобщены священником Парфением Красивским.)
- Надо же подумал я, вот это человек. В такое время, да не убоялся власти безбожной, ходил в тюрьму к тем, кого власть считала злейшими врагами. Ведь мог и сам рядом с этими казаками лечь костьми. Однако шел и исполнял свой долг. Как говорится открыласт еще одна страничка из жизни станицы Мало-Алматинской той поры. Даже в душе какая-то пусть небольшая, но гордость появилась, что такой священник служил в нашей церкви. Интересно стало как-же дальше сложилась его судьба. И вот в начале 2012 года я нашел ответ на вопросы, которые до этого меня волновали. Мне попалась в руки небольшая книжка с названием «Собор новомучеников и исповедников, в земле Казахстанской просиявших.», изданная по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. В ней повествуется о ряде священнослужителей ставших жертвами красного террора. Здесь я и прочел следующее: «Иерей Парфений Петрович Красивский в 1919 г сожжен бойцами отряда Кихтенко у левой паперти Казанской церкви г. Верного. На этом месте до закрытия Казанской церкви (1936 год) стоял памятный крест.» Вот здесь то все и срослось. Стало ясно кого и когда сожгли живьем. Вот в память о ком появлялись цветы. Рассказы дедов полностью подтвердились...
К этому времени мы дошли до Казанской церкви и я перебил говорившего приятеля, сказав что не совсем все понял. Он говорит о памятнике который якобы находится на церковной территории, а из написанного в книге явствует, что крест стоял до 1936 г. вплоть до закрытия церкви. Мой друг продолжил:
- Дело в том, что непонятно из каких источников взят 1936 год, недоразумение ли, а может и опечатка, только памятник стоял здесь еще в 2003 г, но вскоре стараниями нового настоятеля отца Константина исчез. Не знаю, чем он ему не угодил, глаза намозолил что ли? Я тогда был в полной растерянности. Несколько дней эти мысли из головы не лезли. Крайне возмущала такая выходка, ну думаю чем он ему помешал? Правда через некоторое время успокоился, думаю ну не мог же камень совсем пропасть. Или что у человека тем более натоятеля совсем уже святого ничего не осталось? Решил тщательно просмотреть все вокруг церкви особенно в пределах алтарной части. И я его нашел. С северной стороны пд сосной возле церковной стены. окруженный зарослями кустарника, стоит он никем не видимый. Думаю, так вот куда упрятал тебя отец Константин, подальше от глаз людских. Получается напротив того места где стоял раньше, только через аллею и немного левее. И еще тогда подумалось, что те кто цветы к камню приносили и сейчас бы принесли, да только вот не знают куда. Пойдем я тебе покажу место где он стоял раньше, и где теперь находится...
Слева под березой памятник стоял до 2003 года, стрелкой указано где он стоит сейчас.Мы прошли к первоначальному месту пребывания памятника. Да место неплохое в том смысле, что как я мысленно представил, здесь памятник просматривался очень хорошо. Потом друг молча указал на кусты через аллею и мы пошли туда. Скажу вам с первого взгляда было видно, что камень очень старый, темный от времени. Друг знал что говорил и был абсолютно прав, что его сюда упрятали. С дорожки практически не видно. У меня возникло ощущение, что камень намеренно решили предать забвению. Может я и заблуждаюсь, но до сих пор так и думаю. Друг между тем прервав молчание заговорил вновь:
Памятник- Я тогда хоть и обнаружил пропажу, но радости особой не испытал. В душе снова начало расти раздражение. Зачем он это сделал? Чем был движим, когда задумал такое свершить? Или что, как у нас принято говорить не ведал, что творил? Ведь грех сказать, но стоял же столько лет памятник при коммунистической власти, которая его не тронула. Стоял немым укором этой самой власти, которая не пощадила того, в память о ком этот памятник поставлен был. Вот и спрашивается за что принял страшную смерть в далеком 1919 г иерей Парфений Красивский? За свою паству, которую не бросил под страхом смерти? За нас, ныне живущих? Или за то, чтобы почти век спустя после того, что случилось, пришел сюда вот такой вот отец Константин, который не испытал в жизни своей ни голода ни иных притеснений, да что там говорить, даже малой толики, того чего довелось отпробовать мученику. Пришел, чтобы уничтожить последнюю память о своем же далеком собрате священнике. А если такое творит современный священнослужитель, чего уже о нас грешных говорить. Вот тебе еще одна, так сказать сторона сохранения истории...
Я спросил друга, а пробовали они по этому поводу поговорить с настоятелем да пожестче. А что тогда об этом знали, ответил он. Практически ноль. Ни имени ни фамилии. Ну сожгли кого-то когда-то, кто стал бы разбираться. Рассказы похожие на легенду к делу не пришьешь. Да к тому-же продолжал ответствовать мой друг, с отцом Константином говорить себе дороже...
- И немало прихожан справедливо отмечают, что глянув на его вечно злобно-отмороженное лицо всякая охота говорить с ним на какую либо тему сразу отпадает. Он к собакам лучше относится, чем к людям. И эти слова не лишены смысла. Дело в том, что на вверенной церковной территории ведет себя отец Константин как удельный царек. Обтянул церковную изгородь от посторонних глаз тентами из китайской клеенки, да устроил в дальнем углу годами не вывозимую свалку, где и лежат кучи различного мусора по сей день. А на участке, что ближе к церкви и сокрыт деревьями построил пару тройку хороших вольеров, да и разводит себе на здоровье породистых собак. Да не одну, не две а целую псарню завел и теперь обуянный жаждой наживы предлагает людям по 200 у.е. за щенка. Ни дать, ни взять прямо Ноздрев гоголевский. А помнится при предыдущем настоятеле на этом месте огород был. Выращивались овощи для церковной трапезной. А тут вот с этим участком такая метаморфоза произошла.
Вольеры для собак на территории храмаСмех сквозь слезы. Только беда в том, что такой вот отец Константин в своем якобы радении за Православие в первую очередь видит инструмент для повышения благосостояния, а служба Господу у него на непонятно каком месте. Я вот что подумал сейчас. Переговорю с нашими казаками, уверен что меня поддержат, да возродим традицию и на будущей Родительский день живы здоровы будем, принесем цветы к памятнику, хоть в эти кусты но принесем...
Здесь я опять влез с предложением. Раз говорю ссылка на рассказы дедов и то что написано в книге подтвердилось, осталось только выйти на руководство епархий, составить соответствующее прошение о возвращении памятника на место. Сделайте это и вопрос может решиться положительно. Мой приятель в который раз невесело улыбнулся:
- Не скрою, что такая мысль у нас появилась, когда полностью прояснилась эта история. Весной этого года хотели встретиться с кем-нибудь из Епаохтального руководства и попытаться прояснить хоть как-то этот вопрос. Но 5 мая кабак, который ты час назад лицезрел, освятил сам Владыко Александр. Комментировать дальнейшее я не вижу смысла. К кому теперь посоветуешь обратиться, мжет все к тому хе Захарову. Покорнейше благодарим. Он такую историческую справедливость восстановит, такую табличку напишет, что и подумать страшно. Нам осталось только молить Господа, да уповать на то, что придет все-таки в нашу церковь хороший настоятель, да даст добро на то, чтобы вернуть камень на святое место, где он прежде стоял. А уж за нами казаками дело не станет. Мы еего на руках обратно перенесем. Готовы хоть сейчас. Но на все воля Божья.
Вот такой разговор вышел у меня с моим давним другом. Осталось лишь немного добавить от себя. Если помните вначале я писал о мотивах побудивших меня написать эту статью. Уже под конец разговора я твердо знал, что напишу обо всем услышанном и увиденнои. Потому и попросил друга дать мне выкладки из интернета и печатного издания на несколько дней. (Выше в тексте я и привел их без искажений.) Друг конечно мне их дал, спросив только для чего мне все нужно. Я не стал говорить, что хочу об этом написать, просто немного слукавил сказав, что просто хочу снять копии. Ведь это в своем роде исторические факты, и я через пару дней все верну. Что вскоре и сделал. А еще, но уже без друга я вновь побывал в Казанской церкви и заснял фотоаппаратом те места, которые он мне показал. Затем проследовал на управу и там сделал несколько снимков. Решил что статья с фотографиями будет выглядеть более правдиво и убедительно. Желание написать возникло еще и потому, что может написанное как-то сдвинет это дело с мертвой точки. Вот и выношу на суд прежде всего тех, кому небезразлична история, очень богатая история Семиреченского края. Пусть читатель рассудит кто здесь прав а кто нет. Я не берусь давать оценку действиям отдельных священнослужителей, но сдается мне, что тут казаки правы на все 100. И еще одно вынес я из этого разговора. Стало предельно ясно что и казаки у нас разные. Одни «казаки» сидя в ресторане «Атаманъ» за рюмку халявной водки кричат «Любо» ряженому нуворишу. У других кошки на душе скребут и одержимы они идеей, как бы вернуть добрую память о священнике и дай им Господи, чтобы свершилось то, на что они так уповают.
сентябрь 2012 года. Георгий Ермаков
Похожие новости
Казаки возложили венки к памятнику астраханским казакам-защитникам ОтечестваКубанское казачье войско выражает соболезнования родным и близким скульптора Александра АполлоноваВ Парке Победы появится памятник участникам Первой мировой войныНа Ставрополье открыли памятник герою войны 1812 гогда, атаману ПлатовуЯна Поплавская: «Меня тошнит от голых задниц и женоподобных мужиков»