«Живая Кубань» публикует актуальные фрагменты интервью уважаемого казаками атамана Владимира Громова, опубликованного в «Реальном времени». Итак, слово Владимиру Прокофьевичу.
— Да, говорят, что казаков то семь, то девять, то двенадцать миллионов, но откуда этим миллионам взяться после тех репрессий, которые пережило казачество? Нет, казаков сейчас вообще не очень много. Их не может быть много, если люди только «работают» казаками, а те казачьи общества, которые есть, порой собрать невозможно.
— Понимаете, возрождение казачества мыслилось на несколько поколений, эту общность надо возрождать, прежде всего, через семью, через школу, через казачье общество. Но вскоре произошла подмена целей и задач. На первый план вышла форма, а не культура казака. Культура, содержание казачества уже никого не интересует.
— Но чтобы создавать казачьи части или пограничные заставы, мы должны иметь контингент, соответствующий тем требованиям, которые нужны для того или иного рода войск. А нынешнее поколение казаков не готово к тому, чтобы сформировать такие казачьи отряды, полки или соединения. Да, можно назвать их казачьими, но там не будут служить казаки, потому что где-то они казаки, а где-то нет. Люди будут просто служить казаками, но не более. Поэтому выделение казачьих частей в системе той же погранслужбы — это уже очень сложно.
— Я вам скажу так: сейчас чиновников, которые в России занимаются казачеством, больше, чем самих казаков! И каждый старается показать свою важность и незаменимость, а если это дает «эффект», то число казачьих чиновников и казачьих обществ растет еще больше.
— Разрастание обществ идет от того, что кто-то хочет занять какие-то государственные должности, показав, что за ним стоит много людей, на которых государству следует обратить внимание.
— Нет сейчас у казаков никакой идеи. У меня казаки часто спрашивают: «Батька, куда мы идем?», на что я им отвечаю: «Я никуда не иду, а вот куда вы идете, спросите у тех, кто вас ведет».
— Большинство из нынешних казаков просто не нужны государству, а те, кто дружат с государством, в основе своей не казаки, а просто набранные люди. Я тут уже умолчу про созданную казачью партию — законы вообще запрещают создавать партии по национальному признаку.
Конечно, плохо, что какие-то люди в форме то тут, то там ходят по разным политическим акциям, плохо, когда казаков привлекают к разгону митингов нагайками. Я нагайку казакам носить запретил — с ними никто раньше не ходил, их брали, только когда садились на лошадей. А те, кто ходят с нагайками, это не казаки. Если же нагайки еще и применять к людям, то со временем на улицу будет стыдно выйти в той же казачьей форме. А ведь многие люди жили годами идеями казачества, а потом тратили силы и здоровье, чтобы возродить его.
— На самом деле настоящих казаков, которые могут собраться, спеть, станцевать и при этом порассуждать — их очень мало. Сейчас это две стороны одной улицы.
— Да, сейчас мы имеем дискредитацию казачества, разочарование в нем. Но настоящее казачество все равно прорастет. Каким образом? Все силы казачьим семьям нужно бросить на детей и внуков — нужно, чтобы именно они знали культуру и традиции казаков, понимали, что они не в казачью школу ходят, а, прежде всего, что они сами казаки. И тогда все прорастет. Тут мне очень нравится китайская поговорка — «Нас кинули в землю и думали, что хоронят, а мы оказались семенами».
Прав атаман. Изменилось казачество. Кажется иногда, что и не казачество это. Кто бы, когда поверил, что наступят времена, когда казаки старухам дорогу в церкви преграждать будут? Переселяясь два с четвертью столетия назад на землю, дарованную Екатериной, они, прежде всего, начинали со строительства храмов. И всегда не на жизнь, а на смерть стояли за веру Православную. Она давала им стойкость и мужество. Бог и молитва сопровождала казака всю жизнь: от рождения до смерти. В поле выйти – крестился, воды испить – крестился, басурманам отпор дать – крестился. И самым большим наказанием для казаков было отлучение от Церкви.
Теперь казаков на службу другого рода поставили — людей в храмы не пускать. Эх…..
Источник: Живая Кубань
Для справки:
Владимир Прокофьевич Громов — казачий генерал (чин присвоен Указом Президента Российской Федерации от 04.01.1999 г. № 3), войсковой атаман Кубанского казачьего войска (1990—2008 гг.), заместитель губернатора Краснодарского края (1998—2000 гг.), Герой Труда Кубани. Внёс значительный вклад в возрождение казачества на Кубани. Первый атаман Кубанского войскового казачьего общества. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории в Кубанском государственном университете.