Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в пункте 4 статьи 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.
Для тех, кто ещё думает, что «российское казачество» это проживающие в России казаки, сразу поясним, что в законодательном поле Российской Федерации под российским казачеством понимаются не потомки казаков, некогда входящих в казачье сословие, а члены некоммерческих организаций, именуемых «казачье общество», вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности. При этом, они должны взять на себя письменные обязательства по несению государственной службы, а само казачье общество обязано иметь численность не менее определенного количества членов. Еще одно условие – казачье общество должно быть внесено в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.
Только при выполнении всех этих условий, члены такого общества могут именоваться представителями «российского казачества», а на само общество распространяется действие законов РФ, регламентирующих его деятельность. Законодательных актов на этот счет принято уже более четырех десятков.
Ещё одно важное пояснение – государственная служба российского казачества, по определению, государственной службой не является. Это не профессиональная служба, как, например, служба в армии. На неё не распространяются льготы, предоставляемые госслужащим, нет понятия «выслуга лет», не начисляется пенсия и т.д. На практике, члены казачьих обществ просто помогают, чаще всего бесплатно, решать отдельные задачи другим действительно государственным служащим. К примеру, оказывают помощь сотрудникам МВД в обеспечении общественного порядка в качестве членов народных дружин.
На «российское казачество» не распространяется действие тех федеральных законов, в которых к казачеству отнесена «исторически сложившаяся культурно-этническая общность». Например, Указ Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».
Члены казачьих обществ, имеющие подчас интернациональный состав, именуют себя «казаками». И это нередко вызывает вполне понятное возмущение со стороны казаков, считающих себя таковыми не по принадлежности к каким-либо обществам, а по рождению. По здравому рассуждению, те из них, кто проживает в России, тоже вправе именоваться «российскими» (а какими же еще?). Кстати, немецких, французских или американских казаков не существует. Есть просто казаки, которые проживают в России, либо той или иной стране.
Помимо возмущения, такое деление казаков на «реестровых» и «нереестровых» не только породило глобальный конфликт между представителями реестровых казачьих обществ и казаками по роду, часто называющих друг-друга «ряжеными», но и не позволяет объективно разобраться в том сколько же на самом деле в России казаков.
Так сколько же в России казаков?
Из доклада Директора Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Журавского в 2013 году:
На территории 72 субъектов РФ в настоящее время действуют 11 войсковых казачьих обществ, в которых числятся 506 тыс. казаков. Численность войсковых казачьих обществ распределяется следующим образом:
«Всевеликое войско Донское» — 126 тыс. человек – 25%;
«Центральное казачье войско» — 75 тыс. человек – 15%;
Волжское войсковое казачье общество – 14 тыс. человек – 3%;
Енисейское войсковое казачье общество – 66 тыс. человек – 13%;
Забайкальское войсковое казачье общество – 6 тыс. человек – 1%;
Иркутское войсковое казачье общество – 4,5 тыс. человек – 1%;
Кубанское войсковое казачье общество – 146 тыс. человек – 29%;
Оренбургское войсковое казачье общество – 25 тыс. человек – 5%;
Сибирское войсковое казачье общество – 6 тыс. человек – 1%;
Терское войсковое казачье общество – 30 тыс. человек – 6%;
Уссурийское войсковое казачье общество – 6 тыс. человек – 1%.
По данным, которые можно найти в интернете за 2015 год, к представителям российского казачества относятся около 7 млн. человек, из них свыше 450 тысяч казаков внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
В 2010 году замглавы администрации президента Александр Беглов, который является также председателем Совета при президенте РФ по делам казачества, сообщил, что в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых «нереестровых» общественных казачьих организаций — более 600.
В размещенной на сайте ФАДН публичной декларации целей и задач Федерального агентства по делам национальностей на 2018 год отмечается: количество членов казачьих обществ — 182 тыс. человек.
По данным «Информационного агентства российского казачества», на 2019 год число членов казачьих обществ составляет 179 100 человек.
Источник: http://kazak-center.ru