«Троицу» признали официальным религиозным праздником в 381 году в Константинополе. Наши предки стали отмечать его между 13 и 14 веками.
Это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Также он называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днём, потому что с сошествием Святого Духа на апостолов вполне открылась Святая Троица и закончилось дело Её о спасении людей.
Празднование Святому Духу совершается на другой день после Святой Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днём». Праздник Святой Троицы называют днём рождения Церкви.
Девушки-казачки не только водили хороводы, плели венки, но и кумились — угощали друг дружку яичницей и обменивались подарками, после чего в течение всего года были неразлучны и считались кумушками. Парни, с утра оседлав коней, с песнями ехали в лес, где тоже плели венки, надевали их, вплетали цветы в гривы коней. Девушки встречали их на краю станицы. Вместе отправлялись на берег реки: пели песни, пускали венки по воде, купали лошадей. Старики собирались на плацу, устанавливали барьеры, втыкали в землю веточки лозы — готовились к состязаниям. Молодые казаки по возвращении в станицу скакали на лошадях через барьеры, рубили шашкой лозу, стреляли в цель.
Обычно общее гулянье заканчивалось на третий день, готовили кутью из пшеницы, несли на кладбище и угощали друг друга, поминая усопших сородичей.