Очередные эпатажные заявления прозвучали от руководителей казачьих организаций. Атаман не зарегистрированного в органах юстиции Семиреченского казачьего войска Владимир ОВСЯННИКОВ (на фото слева) обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть казаков на историческую родину. Причиной тому стал запрет свободного ношения в мирное время холодного оружия, что, по его утверждению, “притесняет” права казаков в Казахстане.
Его не менее скандальный оппонент Юрий ЗАХАРОВ, атаман Координационного совета русских, славянских и казачьих организаций, с этим не согласен, для него вполне достаточно того, чтобы глава соседнего государства признал “геноцид” казаков и выплатил денежную компенсацию в размере 5 миллиардов долларов. Вдобавок Захаров потребовал от Путина отдать им остров Сахалин со всеми его природными богатствами.
Оба атамана называют друг друга “ненастоящими”, а заявления – популистскими. И готовы отстаивать свои права вплоть до международного суда. Однако дальше словесных баталий дело не идет.
Что на самом деле скрывается за этими обращениями, какую правду скрывают атаманы и на чей именно карман они работают, мы попытались разобраться, выслушав мнения разных сторон.
На встречу с корреспондентом атаман Владимир Овсянников пришел в казачьей униформе, которую, как он сам признался, надевает только по особым случаям. Ответа от Кремля на свое обращение вывести казачьи войска с территории Казахстана в Россию не последовало. Но тем не менее Овсянников и его соратники не теряют надежды.
– Владимир Александрович, почему вы решили обратиться с таким заявлением к Путину?
– Мы считаем, что Россия ответственна за сегодняшнее наше состояние. Мы всегда были казаками. И хотя наши отцы лампасы не носили, мы стали их надевать, и нас уже просто так не сдвинуть. Нас можно только расказачить. Мы не похожи на клоунов, это наша жизнь, наш традиционный костюм. И мы хотели бы его носить в повседневке. Я вот своим замам говорил: “Кителя уберем, а лампасы оставим. Будем в рубашках ходить, фуражки носить, пока нас отсюда не вывели”.
Мы считаем себя не просто брошенными, из нас постоянно делают раздражающий фактор. Принимают за каких-то страшных колонизаторов.
Семиреченское казачье войско учреждено государем императором. С этого момента мы никуда больше не будем дергаться. Мы поняли, что общество не примет нас с таким названием, отторгает нас как своих граждан.
– О каком именно возрождении казачьего войска идет речь? Неужели вы в мирное время хотите с шашкой наголо ходить по улицам и детей пугать?
– Даже при царе казаки могли иметь в доме шашку, они ее на свои деньги закупали. Они шли служить в царскую армию, но со своим холодным оружием, конем и справой. К сожалению, нашу казачью справу мы надеваем раз в месяц, когда идем вместе в храм, и то только на два часа. С шашками мы не ходим, на стене висят. И то бутафорские.
– Если представители каждой народности Казахстана (а их у нас более 150) потребуют так же, как и казаки, носить при себе национальное оружие, что же тогда станет с суверенитетом и безопасностью страны?
– Ни в коем случае здесь нельзя допустить, чтобы не только у казаков, но и у местного населения появились пулеметы, автоматы. А шашка – это даже не военный атрибут, скорее, какая-то дань традиции. Вот у казахов есть камча, а у нас нагайки. Мы хотим жить, как казаки. К сожалению, мы уже чувствуем себя гражданами второго сорта из-за незнания казахского языка.
– Что вам мешает выучить государственный язык?
– Мы учим, но ничего у нас не получается.
– Если вы лично хотите переехать на ПМЖ в Россию, то почему бы вам не обратиться в посольство и не поменять гражданство? К чему такие эпатажные заявления?
– Когда мы обращаемся к Путину, нам говорят: “Можете переезжать”. Мы говорим: “Нет! Нам не нужно переезжать, вы нас выведите отсюда, как войска”. Для нас нужен такой громкий приказ, чтобы мы чувствовали, что мы – люди, не какое-то отребье. Мы – казаки. Наши предки сюда вошли по приказу. Почему мы должны просто котомки брать и уходить?
Если не можем здесь жить, как казаки, то не будем больше жить, как простые люди или крепостные крестьяне.
Наши предки пришли сюда не как переселенцы, они не поднимали целину, они пришли как военные люди.
– Какова численность ваших казачьих войск?
– Как таковой армии у казачьего войска не было. Это историческое название. При выводе войск численность составит 50–70 человек. Это с учетом членов их семей.
– А в России, думаете, вам разрешат носить холодное оружие?
– Естественно! Там не только разрешат, донские казаки так ходят на службу.
– А на остров Сахалин, как сторонники Захарова, не претендуете?
– Зачем нам Сахалин? Это же наша родина. Россию мы считаем своим отечеством, Казахстан мы считаем своей малой родиной. Как можно у отечества требовать что-то? Или как можно у Казахстана? Как мы со своей родины можем отщипнуть что-то? И в мыслях этого нет. А Захарова считаем торговым человеком, у него есть базар в Петропавловске. Ему удобно лавировать, он как-то к торговле ближе. У нас был “Русский дом”, Захаров продал его полностью за три миллиона долларов, а деньги вывел на свой базар. Была также своя казачья управа.
Государство предоставило нам здание в аренду на 49 лет безвозмездно, то есть ничего платить не надо. Но Захаров по решению суда отобрал его у нас, открыл там ресторан “Атаман”.
После поездки в Америку он пять раз пытался поднять американский флаг над казачьей управой. Но мы ему заявили: “Еще раз поднимешь – сожжем!”. А остров Сахалин Захарову не просто так нужен. А со шлейфом – газом и нефтью. Он как хамелеон: говорит одно, а сам делает другое. Ведет себя по-хамски. Сам себя провозгласил всемирным атаманом. Он ненастоящий атаман.
– Вы обращались за помощью к Лукашову, который работает по программе российских соотечественников?
– О Лукашове могу сказать только нехорошее. Мы такие надежды возлагали на организацию “Соотечественники”, которую он возглавляет, думали, что она будет нормальная, а в итоге получилась организацией интендантов: этому дала, этому дала, а этому не дала. Например, подарки или путевки в детские лагеря. Посылают учиться молодежь через коммерческую организацию “Светоч”. За это требуют деньги, хотя все бесплатно должно быть. Раньше мы напрямую с посольством работали, а теперь все через Лукашова.
Нас никогда не приглашают на конференции. Хотя зачем нас приглашать, мы и сами можем прорваться.
Для чего вообще существует эта организация “Соотечественники”? Она предназначена для консолидации общества, а не для его раздирания.
– Почти у каждого казака на форме имеются погоны со звездочками. Вы сами себе присваиваете воинские звания?
– Это у нас по традиции. Собирается большой круг казачий, и, когда присваивают казаку чин, все решают, достоин он его или нет. Военной подготовки у нас как таковой нет. Это у нас все, так сказать, с молоком матери, по крови передается. Сейчас возьми любого казака, через день он уже будет воином: будет стрелять и рубить.
В отличие от Овсянникова казачий атаман Юрий Захаров решил действовать по-другому. Еще год назад он затребовал от России репараций за “геноцид”, которому подвергся этот якобы народ со стороны советской власти, в размере пяти миллиардов долларов – ни больше ни меньше! С островом Сахалин в придачу.
При этом Захаров дал возможность российскому правительству покаяться перед казаками, создавшими, оказывается, в России государственность. Все полученные деньги атаман обещает потратить исключительно на благие цели – обработку сельскохозяйственными культурами пахотных угодий.
– Да, я предложил администрации Владимира Путина отдать казакам Сахалин как этническую территорию. Он сейчас обезлюдел. А места исторического проживания казаков – Дон, Кубань, Терек, Урал – заняты другими народами, они граждане уже той же России и Казахстана, – прокомментировал публично свое заявление Захаров. – За геноцид евреев Германия уже 70 лет выплачивает по пять миллиардов долларов ежегодно на восстановление этнической численности уничтоженного народа.
Казакам тоже нужна финансовая поддержка на восстановление уклада жизни, своих обычаев и традиций по ведению того же хозяйства, семейной жизни, культуры. Поэтому мы просто можем подать исковое заявление в международный или российский суд.
То есть такие вещи делаются не спеша, и мы работаем, собираем документы по всему миру. Я участвовал в обсуждении этого вопроса в России, бюрократы говорят: а куда деньги пойдут? Мы отвечаем: 80 процентов пойдет российскому казачеству пропорционально численности нашего народа на то, чтобы вспахать миллионы гектаров пашен. Сегодня 40 тысяч деревень в России заросли бурьяном. В Казахстане тоже есть схожая проблема. И если бы мы получили средства, технику, то обустроили бы свои страны.
Что касается заявления Овсянникова о выводе казачьих войск специальным приказом, то он считает его несостоятельным.
– Мы исключили Овсянникова из всех организаций. Он никем официально не является. Сам себя провозгласил атаманом. Это он ненастоящий! Пусть голову не морочит, – возмущается Захаров. – Его кто-то поддерживает.
Мы его изгнали из казачества за воровство 30 миллионов тенге. Мы выделили деньги на капитальный ремонт здания, а они были им расхищены.
Пытались его привлечь к уголовной ответственности, но помешали бюрократические структуры. Овсянников был изгнан за безобразия, хищения материальных средств и за пьянство. Нам надо укреплять казачество. Мы пытаемся, с одной стороны, установить мир, дружбу и жвачку, а он делает такие заявления.
Мы – единственная зарегистрированная в Казахстане всемирная организация, которая оказала (поддержку) Трампу на выборах.
В том, что Президента принимал Трамп, есть и наша большая заслуга. По просьбе казаков Америки и депутатов республиканских партий мы издали несколько номеров газеты “Казачий курьер” на нескольких языках в его поддержку.
Между тем в официально зарегистрированной организации “Союз казаков Семиречья” считают заявления Захарова и Овсянникова провокационными и разжигающими межнациональную рознь.
– Мы живем в одной дружной многонациональной семье, у нас в Казахстане насчитывается более 150 народностей. И никто не выступает против возрождения традиций и обычаев народностей, – комментирует атаман Союза казаков Семиречья Владимир ШИХОТОВ. – Обращения Захарова и Овсянникова – явная провокация. И наш совет старейшин это тоже признал.
Овсянников, как гражданин Казахстана, разжигает межнациональную рознь. Он попытался однажды зачитать это обращение на встрече казаков Казахстана с митрополитом.
Но модератор его вовремя остановил. И тогда его сторонники решили сделать демарш и демонстративно покинули зал, чем проявили свое полное неуважение не только к народу Казахстана, но и к православной церкви.
Казачество в Казахстане не военная, а общественная организация. Поэтому недопустимо, чтобы казаки носили при себе холодное оружие.
Более того, ни Овсянников, ни Захаров не имели права выступать от имени всех казаков. Эти заявления дискредитируют казачество в глазах общественности. Они искусственно накаляют ситуацию и преследуют свои личные цели. Захаров абсолютно изменился после поездки в Америку, он получил, видимо, там какие-то гарантии.
На четвертом форуме российских соотечественников, прошедшем в США, Юрий Захаров выступал от имени Президента Назарбаева. Тогда он сказал, что независимости Казахстана осталось 10–15 лет.
Он заявил, что скоро не будет казахско-китайской границы, ее место займет граница российско-китайская. Овсянников тоже недалеко от него ушел. Два сапога – пара!
Алматы