Несколько версий произошедшего в Тирасполе – и как это повлияет на жизнь непризнанной республики: несмотря на то что Молдова объявила о нейтралитете, Кишинёв мало что решает – вероятность втягивания Приднестровья в эскалацию исключать нельзя.
Серия взрывов, которая произошла на второй день Пасхи у здания МГБ Приднестровья в Тирасполе, шокировала оба берега Днестра. В приднестровских пабликах спустя едва ли не полчаса после теракта (так его уже назвали сами жители Приднестровья) стали появляться виртуальные свидетели: кто-то видел, как якобы чёрный джип подъехал к зданию Министерства госбезопасности и из машины были проведены выстрелы. Впрочем, официальных подтверждений этому нет. А "свидетели" от греха подальше свои сообщения подтерли.
По предварительным данным, выстрелы были произведены из РПГ. Выбиты окна на верхних этажах. Пострадавших нет,– сообщили в пресс-службе МВД Приднестровья.
В тот же день молдавская госбезопасность решила провести экстренное заседание и обсудить произошедшее в Тирасполе. Чекисты обоих берегов Днестра вечер праздничного дня провели на работе.
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА МВД ПМР
Стоит понимать контекст происходящего. Буквально пару дней назад замкомандующего войсками ЦВО Рустам Миннекаев назвал цели второго этапа военной спецоперации на Украине – коридор к Приднестровью.
Армия планирует установить полный контроль над Донбассом и Южной Украиной, обеспечить коридор в Крым. Контроль над югом Украины даст русским военным ещё один выход в Приднестровье, где отмечаются факты притеснения русскоязычного населения,– пояснил Миннекаев.
До этого неоднократно официальные лица на Украине предлагали Кишинёву раз и навсегда решить "приднестровский вопрос" – дескать, ВСУ готовы помочь в этом. В Приднестровье уже почти тридцать лет находится миротворческий контингент и остатки четырнадцатой армии, но за эти годы не прозвучало ни единого выстрела и не проливалась кровь. Кишинёв благоразумно от помощи отказался, но "приднестровский кейс", судя по всему, выгоден Киеву, чтобы отвлечь внимание Москвы.
Может ли входить в планы Киева желание "поджечь" ситуацию с нескольких сторон, рассуждает в беседе с корреспондентом Царьграда Андрей Пинчук, первый министр государственной безопасности ДНР, доктор политических наук. Длительное время он работал в Министерстве государственной безопасности Приднестровья, был помощником министра госбезопасности ПМР Антюфеева.
– Стратегическая задача Киева – это так называемая интернационализация конфликта. Им нужно показать, что не они одни воюют с Россией, а с Россией воюет некая коалиция.
– И кто в эту коалицию будет входить?
– Поляки, молдаване, румыны или кто-либо ещё – это уже не так принципиально. Поэтому история по раскачиванию конфликта в Приднестровье Киевом началась на самом деле ещё до начала специальной военной операции. Попытки подтолкнуть правительство Санду к каким-то более резким действиям в отношении Приднестровья предпринимаются ещё с прошлого года. Сейчас наступил период, когда, по мнению Украины, с тем чтобы не допустить прихода русской армии к границам Приднестровья, о чём неосторожно заявляли некоторые русские генералы не так давно (я считаю, что зря это делали, надо сначала сделать, а потом уже там действия свои анонсировать, как положено нормальному военному, и ни в коем случае не наоборот). Ну, естественно, после анонсирования подобных планов и начала второго этапа операции у второй стороны пришло понимание того, что мы движемся в сторону Приднестровья. И всё это приводит к довольно очевидной мысли: в таком случае надо ударить по Приднестровью, с тем чтобы там пылал конфликт, чтобы втянуть молдавскую, а следом и румынскую армию. А Румыния – это тоже НАТО. Там же схема какая. Румыния – естественный союзник Молдовы, это страна, которая пытается поглотить Молдову ещё с начала 1990-х. Ну и, соответственно, если Молдова втягивается в конфликт – следом за ней втягивается Румыния. Это член НАТО. Раз Румыния втянулась – всё! Задача не просто какое-то одно государство втянуть, а опосредованно через Молдову всё-таки втянуть НАТО, не просто в помощь и ради поставок вооружения, а именно участвовать в конфликте. Вот и вся задача.
– Думаю, что исключать провокаций и более того, эскалации ситуации нельзя. Этот регион может использоваться как элемент давления на Россию. Сегодняшний случай показывает, что риски как раз довольно велики, несмотря на некоторые умиротворительные заявления, – свою точку зрения Царьграду озвучил политолог, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета Александр Гущин. – Приднестровье – узкая полоска земли, хотя там присутствует и армия ПМР, и русские миротворцы – это довольно ограниченные контингенты. Нельзя исключать, что у украинской стороны и особенно у поляков и британцев есть искушение использовать и географию (Левобережье простреливается с востока на запад) и свои возможности в Одесской области для давления на Приднестровье, и сделать это до того, как они столкнутся с русскими войсками, которые, вероятно, будут двигаться на Николаев и Одессу. Морское побережье очень важно как для Украины, так и для британских и польских проектов, которые условно можно определить старым понятием "Междуморье". Это касается как политической и геостратегической, так и экономической составляющей. Кишинёв в данном случае далеко не ключевой актёр. Хотя нейтральность его уже относительная, всё же далеко не в интересах Молдовы втягиваться в конфликт, но Кишинёв мало что решает, тем более принимая во внимание, кто находится у власти в Молдове. Поэтому в Тирасполе, думаю, будут относиться очень серьёзно к происходящему. Безусловно, терять тот мир, который был удобен для элит обоих берегов Днестра, многим не хочется, но ситуация развивается так, что втягивание региона в эскалацию исключить нельзя.
Случившееся в Тирасполе – это стремление противников Приднестровья вовлечь республику если не в конфликт, то посеять нервозность на территории между Украиной и Молдовой – уж точно,– считает депутат Верховного совета Приднестровья, политолог из Тирасполя Андрей Сафонов.
По его словам, пока сложно сказать, кто конкретно организовал теракт, но можно чётко сделать вывод: это удар по силовой структуре, которая занимается контрразведывательной работой.
Именно чекисты в своё время разоблачили группу прорумынских террористов "Бужор" во главе с Илие Илашку. Именно они несколько раз пресекали операции спецслужб Кишинёва против ПМР,– напомнил Сафонов.
– Теперь, когда Молдова в лице её прорумынских властей давит на Приднестровье, а восточнее республики идут боевые действия, недоброжелателям и Тирасполя, и Москвы, чьи миротворческие силы уже 30 лет берегут покой на Днестре, выгодно посеять панику в ПМР, а также внести нервозность среди беженцев с Украины, которых у нас за счёт республиканского бюджета разместили. Люди приехали в Приднестровье и нормально здесь живут. Естественно, они рассказывают об этом своим друзьям, родным, близким, – пояснил приднестровский эксперт.
А это срывает демонизацию ПМР со стороны националистов разных мастей, которые ранее утверждали, будто с нашей территории обстреливалась якобы Украина (фейк этот сразу же разоблачили), будто на тираспольский аэродром якобы садились самолёты ВКС России и прочие вымыслы.
Нельзя исключать, что могут быть какие-либо новые акции, возможно, не такие экстремальные. В этой обстановке нужно быть внимательными и собранными, но не паниковать.
– Связано ли это непосредственно с боевыми действиями на Украине?
Напрямую – не думаю. Возможно, такой сценарий давно был написан противниками Приднестровья, вот только запущен он был сейчас, когда авторами сценария момент показался подходящим. Мол, на фоне украинских событий он застанет врасплох приднестровцев. Однако в ПМР спецслужбы всегда были весьма бдительны, поэтому нашим противникам нелегко будет как уйти от поимки, так и продолжить свою пагубную деятельность,– заключил Андрей Сафонов.
https://tsargrad.tv/