В однодневном пешеходном походе руководитель Волгоградского отделения Гильдии межэтнической журналистики на собственных плечах прочувствовала, каково казачкам было ходить по воду, узнала рецепт арбузного меда нардека, научилась стрелять из лука и заодно оценила туристический потенциал казачьего края.
Идем в ЗОЖ
Чтобы добраться до Иловли, которая находится в двух часах езды от центра Волгограда, выхожу из дома в 7 утра. В 10 на центральной площади поселка меня встречают участники похода - представители Иловлинской районной казачьей молодежной общественной организацией "Донцы" и местная молодежь. После знакомства по заведенной у казаков традиции направляемся к церкви Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского помолиться перед дорогой.
Среди казаков представители разных национальностей и религий, а в поход отправились и вовсе все желающие независимо от принадлежности к казачеству, потому походный атаман и по совместительству руководитель проекта Сергей Сосницкий рассказывает молодежи о традициях православия, но молиться никого не принуждает.
Пока православные читают "Отче наш", остальные наблюдают.
В течение дня нам предстоит преодолеть около 15 километров, вроде немного, но почти весь маршрут проходит по грунтовке, вдоль речки и через лес.
Отправной точкой путешествия становится памятный камень в честь основания казаками Иловлинской станицы в 1672 г. Атаман рассказывает об истории станицы и спорах, которые идут среди знатоков о дате основания: вполне может быть, что в ближайшее время Иловля станет старше лет на 100.
Несколько лет назад кто-то из казаков рассказал мне одну из версий возникновения топонима "Иловля":
В царские времена вдоль реки селились беглые. По указу царя для их поимки сюда пожаловали его люди. Составляя рапорт, они допустили ошибку. Обозначая на карте место, где скрываются беглые, переписчик написал: "… иловла казаков успешна...", слив в одно слово союз "и" и существительное "ловла" (т. е. ловля людей, в казачьем диалекте "лавла").
По другой версии, речка получила название за свое илистое дно. С ее берега, по еще одному из преданий, свой путь начал казачий атаман, покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.
Волгоградская "Атамань"
Вдоль старого русла речки Иловли двигаемся к казачьему хутору Крапивину.
Первый мини-привал случается для меня неожиданно быстро: подросткам привычнее быть активными в Интернете, на природе они подустали. Кто-то немного позже признается, что, хотя и живет в Иловле, здесь никогда не бывал.
Пеший поход "Идём в ЗОЖ" – одно из мероприятий социального проекта "Доступный ЗОЖ", который "Донцы" проводят для молодежи за свои средства и средства Фонда президентских грантов. В поход, велотур или сплав на байдарках берут не только казаков, а всех желающих познакомиться с природой и историей края.
Еще несколько километров, и мы выходим к музею народной архитектуры и быта.
Раньше, говорят, всю площадку около волгоградской "Атамани" занимали туристические автобусы. Сегодня на стоянке всего пара машин, а жаль. Для туристов, приезжающих в Волгоград, это самое близкое место, где можно полностью погрузиться в культуру и жизнь казачьей станицы. Пока в музее ставят самовар, атаман предлагает сделать мини-привал и устроить соревнования по стрельбе из ружья.
На территории музея воссоздана копия усадьбы казака-середняка конца Х1Х – начала ХХ века с куренем, летней кухней, гончарной мастерской, конюшней и хозяйственными постройками. Курень, как и все остальное здесь, самый что ни на есть настоящий – дом семьи казака из станицы Трехостровской.
"Курень в переводе с татаро-монгольского означает "круг", рассказывает руководитель филиала музея Алексей Фролов. – Казаки, когда пошли на татаро-монгол, заметили, что в степи воины-кочевники образуют на ночь круг, в центре которого остаются воины и старики".
Эту традицию казаки переняли, обустроив свой дом по принципу круга.
"Вокруг всего куреня идет веранда, называемая балясами. Если приходил неприятель, казак мог защитить свою семью".
В холодном коридоре, в котором мы оказывается сразу, как только переступаем порог куреня, хранилась различная утварь, в том числе коромысла.
Прочувствовать на себе, насколько тяжело было казачке ходить по воду, Алексей Николаевич предлагает мне и кладет на плечи деревянное коромысло. Это оказывается непросто, так как чтобы оно не падало, плечи надо держать ровно, спину прямой, а ведь казачки еще и равновесие как-то держали, управляя коромыслом плечами. По два ведра с Дона несли, а в руках еще емкость или тазик с бельем.
Рассказывая о назначении тех или иных предметов в хозяйстве, Алексей Николаевич открывает рецепт казачьего меда нардека:
"Как только закончится бахча, казаки набирали арбузов, вычищали и отжимали мякоть, сливая сок в таз. Жидкость на очень медленном огне доводили до кипения. На медленном же огне варево томилось, пока не станет тягучим и похожим на мед".
На это уходил целый день.
Таких вот историй и лайфхаков в музее могут поведать о каждом экспонате, будь то казачий кисет, платок или шуба, которая, к слову, для казачки справлялась одна и на всю жизнь.
"Бурка-папаха, из шерсти верблюда, легкая и плотная. Почему казаки взяли модель бурки с квадратными плечами с Кавказа?" – на этот вопрос Алексея Николаевича, как и на предыдущие, мы, современные казаки, правильно ответить не смогли.
Как оказалось, такой крой спасал казаку в бою жизнь: при поднятии руки квадрат образует треугольник из шерсти и воздуха. Если завязывался бой и казаку рубили плечо, треугольник из шерсти прорубить было непросто.
Как-то хан Батый завоевал 11 казачьих хуторов, уведя в плен все мужское население. Казачка решила пойти к хану и забрать казаков. Батый удивился смелости женщины и сказал: "Я знаю, у меня в плену твой отец, у меня в плену твой муж, у меня в плену твой сын. Я отдам тебе одного из твоих казаков, кого же ты выберешь?" "Я молода и красива, я еще выйду замуж. Я молода и красива, еще нарожаю детей, а вот отца у меня не будет никогда", ответила казачка. Хан подивился мудрости женщины и приказал воину сорвать и принести ему цветок. Воин сорвал первый попавшийся. "Ты можешь ходить по всему моему царству, оно великое и большое, ты можешь забрать всех своих казаков, пока цветок не завянет", сказал хан, вручая цветок казачке. Казачка ходила по Орде, а цветок все не увядал - с тех пор он зовется бессмертником.
И хотя этой легенды многие уже не помнят, веточки бессмертника до сих пор украшают дома потомков казаков.
Попасть в десяточку
После травяного чая из самовара и еще одних соревнований на меткость по стрельбе из пистолета отправляемся в обратный путь по другой стороне реки Иловли через небольшой лес.
Заключительный привал решаем организовать на большой поляне. Пока девушки накрывают походный ужин из бутербродов, а юноши разводят костер, атаман и освободившиеся ребята учит меня стрелять из лука.
Первые стрелы не долетают до мишени, но с четвертой попытки я все же попадаю в цель.
В штаб возвращаемся уже затемно. Победители зачета по стрельбе в трех дисциплинах получают из рук атамана небольшие сувениры и дипломы.
К 19 часам приложение на моем телефоне показывает 15,4 километра, большую часть из них без всякой усталости я прошагала по пересеченной местности.
В свете последних событий на туристическом рынке в период летних отпусков казачьи походы вполне могут стать популярным видом отдыха не только для местных жителей. По крайней мере я ни разу не пожалела, что провела свой выходной день на свежем воздухе, познакомившись с историей края, в котором еще каких-то 50 лет назад мои предки жили так, как сегодня можно увидеть разве что в музее.
В поход в свой выходной ходила руководитель Волгоградского отделения Гильдии Ольга Бондарева. Фото автора.