ВСКО.РФ
ВСКО.рф » Центральное казачье войско » Педагогические аспекты реализации идеологического компонента военного профессионального образования
ВСКО.рф » Центральное казачье войско » Педагогические аспекты реализации идеологического компонента военного профессионального образования

    Педагогические аспекты реализации идеологического компонента военного профессионального образования





    Предисловие КИАЦ
    Представленная ниже статья взята из Вестника Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 2 (60)
    Одним из соавторов статьи является кандидат исторических наук, доцент, профессор Академии военных наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского высшего общевойскового командного училища Александр Юрьевич Соклаков.
    А.Ю. Соклаков также является заместителем Верховного атамана Союза казаков по науке и просвещению, зам. директора, НО «Казачья энциклопедия» по научной работе.
    В статье рассмотрены педагогические аспекты реализации идеологического компонента военного профессионального образования. Предложены подходы к повышению идеологической грамотности учащейся молодежи в контексте требований к профессиональной готовности военных специалистов. Делается вывод о том, что решить проблему политической и идеологической безграмотности молодежи в военном вузе можно лишь при эффективном взаимодействии командиров учебных подразделений и профессорско- преподавательского состава. Решение этой задачи должно стать неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса.
    Целесообразность размещения этой статьи на КИАЦ вызвана тем, что идеологическим компонентом военного образования казаков и повышением идеологической грамотности учащейся казачьей молодежи в полувоенных структурах отдельных казачьих обществ и организаций никто системно не занимается. Возможно, опыт военно-политических органов в формировании воина-государственника - надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества стоит взять на вооружение атаманам и найти способы и средства его использования на практике.

    Наряду с религией, наукой, идеологией, моралью и искусством образование является составной частью одной из четырех сфер (подсистем) общественной жизни, именуемой духовно-нравственной. От качествен­ной наполненности образования во многом зависит судьба народа и направление его духовного и интеллектуального развития. Поэтому на современном этапе совершенство­вания военного образования и ставятся новые задачи. И в частности, касающиеся усиления его воспитательной роли [1]. Поскольку именно духовно-нравственная сфера отвеча­ет за сохранение и развитие системы ценностей общества, обучение и воспитание новых поколений, ее приоритет пе­ред политической, экономической и социальной сферами вполне очевиден. Вместе с тем количество проблем и нере­шенных вопросов в этой сфере неуклонно растет. Причин тому множество. В качестве главных из них авторы выделя­ют следующие:

    - стремительное развитие цифровых технологий и рас­пространение мобильных устройств, сопровождаемые ин­формационно-сетевым бумом;

    - крушение идейной и идеологической конструкции нашего советского прошлого и вульгарные попытки копиро­вания иноземных ценностей.

    Следует принять во внимание также и такую причину, как особый интерес геополитических противников России к ее духовно- нравственной сфере, стремление к ее разру­шению или значительной трансформации. Еще известный военный теоретик второй половины XX столетия Е.Э. Месс­нер предрекал: «Идеологические войны свирепы. Будущие войны будут еще более идеологическими, еще более свире­пыми» [2, с. 126]. Авторам вполне очевидно, что в настоящее время сомневаться в этом уже не приходится.

    Поистине глобальный характер информационного раз­вития, доступ к транснациональной инфраструктуре, воз­можность дистанционно использовать искомый материал значительно трансформирует поведение молодых людей. Педагоги отмечают, что у них преобладает стремление мак­симально сократить процесс поиска информации и мини­мизировать свои усилия по работе с ней. Важнейшим кри­терием при таком подходе становится легкая доступность тех или иных информационных ресурсов и данных. Вследствие этого критичность отбора той или иной информации ее потребителями нередко игнорируется. В общей картине рабо­ты молодежи с информацией можно выделить следующие характерные особенности:

    1) наличие многочисленных пробелов и погрешностей в понимании учебного мате­риала и общественно-гуманитарном знании в целом;

    2) поверхностное усвоение и слабое запо­минание учебного материала и сопутствую­щей информации;

    3) стремление игнорировать сложные темы и вопросы в процессе обучения, их вульгарное и примитивное толкование;

    4) атрофия или неразвитость навыков по­иска, анализа и запоминания информации;

    5) преобладание установки на шаблон­ность и механическое копирование информа­ции в противовес творческому мыслительно­му подходу к обучению.

    Отказ от атеистического классового марк­систско-ленинского учения в нашем Отече­стве сопровождался не только массовым воз­вратом россиян к вере предков, но и стре­мительной активизацией различных сект, а также отказом от идеологии на официальном уровне. Примечательно, что далеко не еди­ножды отечественные авторы отмечали явную причастность к этим процессам геополити­ческих противников России. Уже не первый год специалисты выявляют усилия различных зарубежных структур, направленные на иде­ологическую обработку и даже откровенную вербовку российских студентов. Сложность современной религиозной обстановки и экс­тремистские проявления в данной сфере уже традиционно являются предметом исследо­ваний отечественных ученых. В частности, на прошедшей в 2017 г. в Военном университете конференции, посвященной роли духовно-нравственных ценностей в укреплении рос­сийского общества, профессор И.А. Алёхин отмечал, что «сознание многих людей оказа­лось расщепленным, незащищенным от тлет­ворного влияния средств массовой информа­ции, разного рода проповедников и сектантов». Разумеется, подобная ситуация требует проведения соответствующих неотложных мероприятий.

    Поскольку количество попыток деструк­тивного воздействия на молодое поколение россиян возрастает, необходимо констати­ровать, что речь идет о широкомасштабном явлении. Поэтому очевидно, что разовыми профилактическими беседами с молодежью и инструктажем тех или иных должностных лиц кардинальным образом ситуацию изме­нить невозможно. Требуются научный анализ, выработка и планомерное приложение соот­ветствующих комплексных усилий. Стоит от­метить, что важность данной проблемы была оценена военными специалистами задолго до нынешних событий. В частности, уже цити­ровавшийся в настоящей статье Е.Э. Месснер утверждал следующее: «Война XX века не есть чисто военное предприятие: в ней политики не меньше, чем тактики, в ней пространство надо завоевывать и войском и пропагандой: теперь народ может не признать физическо­го завоевания и продолжать духовное сопро­тивление (Резистанс) даже и по капитуляции воинства. Надо пропагандою влить эликсир жизни в свои массы и яд во вражеские, и надо пропагандным противоядием спасти своих от неприятельского яда» [2, с. 107].

    Понятно, что как в недавнем прошлом, так и в нынешнем времени усилия той или иной антироссийской пропаганды опираются на опре­деленные идеи и идеологические конструк­ции. Это далеко не случайно. Еще в середине XX столетия было отмечено, что «идеологиче­ская исступленность нашего века и повсюду разлившаяся ненависть создали стиль совре­менной войны - войны низменной, предельно ожесточенной, апокалипсической» [2, с. 76]. И очевидно, что текущая ситуация настоятельно диктует необходимость принятия скорейших и эффективных мер по повышению идеологи­ческой защищенности россиян. В связи с этим актуальны отказ от идеологической инертно­сти (разоружения) государства и наполнение ряда учебных дисциплин и воспитательного процесса в целом традиционными для России духовными и идейными ценностями.

    Неудивительно, что первыми шагами в этом направлении стало установление на зако­нодательном уровне ответственности коман­диров за морально-политическое состояние личного состава и воссоздание Главного воен­но-политического управления Вооруженных сил Российской Федерации, а также проведе­ние научных конференций соответствующей направленности. Верховный Главнокоманду­ющий Вооруженными силами Президент Рос­сийской Федерации В.В. Путин заявил о том, что «...в современных условиях политическое сознание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала непосредственно зависит от мировоззрения, в основе которого должна лежать государственно-патриотиче­ская идея.». Поэтому формирование патри­отического мировоззрения россиян должно опираться на четкое понимание смысла госу­дарственно-патриотической идеи.

    Не случайно, что главная цель созданных военно-политических органов «заключается в формировании воина-государственника - на­дежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравствен­ных ценностей российского общества». Для ее достижения необходима выработка и вне­дрение эффективных педагогических нова­ций и технологий. Именно их использование позволит повлиять на мышление современ­ных военнослужащих.

    Авторы полагают, что стоящие ныне зада­чи, касающиеся политического просвещения и воспитания, в определенной мере похожи на те, которые решались в рамках ликбеза 20-30-х годов прошлого столетия. В прошлом требова­лось ликвидировать неграмотность широких масс населения и одновременно разъяснять идеологию и политический курс нового со­ветского государства. В наше время необхо­димо преодолевать имеющие место в моло­дежной среде идеологическую инертность и (или) неграмотность, эффективно разъяснять идеологические ценности отечественной го­сударственности, а также противостоять не­ослабевающему деструктивному воздействию противостоящих России сил.

    Эффективность проводившегося в СССР ликбеза позволяет утверждать, что в современ­ных условиях опора на предшествующий опыт целесообразна. Публикации ряда исследова­телей показывают, что для преодоления без­грамотности в 20-30 годах XX века, кроме про­чего, потребовались мобилизация экономи­ческих ресурсов, создание разветвленной ор­ганизационной структуры, проведение мощ­ной агитационно-пропагандистской деятель­ности, решение глобальных кадровых задач, выработка новых педагогических методик и др. При этом организация непосредственной деятельности в данном направлении включала в себя:



    сочетание групповой и индивидуальной работы с обучаемыми лицами;



    организацию масштабной политико-про­светительной деятельности в различных фор­мах (встречи, митинги, издание газет, журна­лов и проч.);



    привлечение к образовательному процес­су выпускников;



    дополнение директивных мер методами материального и морального стимулирования и порицания (наказания);



    разработку специализированных учебно­методических материалов.

    Использовавшаяся на курсах ликбеза мето­дика организации и проведения занятий была направлена на развитие учебных навыков и самостоятельности мышления [1, 3]. В каче­стве основной формы проведения занятий ис­пользовали развернутую беседу с опорой на лабораторно-исследовательский принцип и наглядные пособия. Эффективность контроля за обучением достигалась за счет непрерывно­го и систематического наблюдения за отноше­нием обучающихся к выполнению заданий и

    особенностями их восприятия и реагирования на учебный ма­териал, а также индивидуальных и групповых бесед, устного и письменного контроля и др. К числу наиболее проблемных аспектов организации и проведения курсов ликбеза относи­лись:

    - недостаточное финансирование;

    - пренебрежение качеством обучения в угоду количественным показателям;

    - трудности в преодолении поведенческих стереотипов;

    - сложности с применением получаемых знаний в привычной жизни и быту у части обучающихся.

    Стоит также отметить, что современная задача по ликвида­ции идеологической безграмотности не в пример сложнее, чем организация ликбеза в советском государстве. В подтвержде­ние этого можно привести следующие аргументы:

    - демократические ценности и в первую очередь свобода слова облегчают задачу деструктивных сил по непрерывной трансляции на территории России формируемых ими инфор­мационных потоков, а возможности Интернета и современных средств массовой информации делают их практически обще­доступными;

    - в отличие от неграмотного индивидуума современный человек грамотен и просвещен во многих вопросах, с той или иной успешностью умеет находить заинтересовавшую его ин­формацию; вместе с тем поле его знаний может иметь большее или меньшее число специфических лакун в области идеоло­гии (от полного отсутствия знаний в том или ином вопросе до причудливой смеси объективных знаний и тех или иных де­структивно-ложных включений).

    Из изложенного следует, что выработка и отбор педагоги­ческих методик и технологий повышения идеологической гра­мотности должны:

    - обеспечить получение объективной информации о начальном уровне знаний и убеждений обучающихся;

    - обеспечить успешное противодействие непрерывному деструктивному идеологическому потоку;

    - вооружить обучающихся не только объективными знаниями в области идеологии, но также навыками и инструмента­рием для эффективного самостоятельного распознавания раз­нообразных идеологических диверсий, а также умениями для просвещения иных лиц в рассматриваемой предметной обла­сти.

    Поэтому необходимо констатировать, что решить проблему политической и идеологической безграмотности молодежи в военном вузе возможно лишь при эффективном взаимодей­ствии командиров учебных подразделений и профессорско- преподавательского состава. Решение этой задачи должно стать неотъемлемой частью образовательного и воспитатель­ного процесса. Оно также может служить приобщению обуча­емых к высоким идеалам отечественной культуры и истории, а также к бережному и внимательному отношению к постулатам традиционных для народов России религий.

    На фото с сайта http://slavyansk.ru/: военно-полевые сборы Первой Таманской казачьей дивизии в исторических казачьих лагерях города Абинска. В них приняли участие 2350 казаков Таманского казачьего отдела. Август 2018 года.


    Похожие новости
  • Александр Иншаков стал сопредседателем Попечительского совета Фонда поддержки проекта «Дань памяти» имени Мусы Джалиля
  • В Екатеринбурге открывается первая на Урале Академия государственной и казачьей службы
  • В Екатеринбурге состоялся семинар-совещание по непрерывному казачьему образованию
  • В Екатеринбурге обсудили лучшие практики реализации казачьего компонента в сфере патриотического воспитания
  • Атаман Оренбургского войскового казачьего общества, казачий генерал Романов Владимир Иванович принял участие в открытии всероссийского научно-практического семинара «Роль традиционных народных ремёсел в воспитании патриота»

  • Добавить комментарий
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.

Фото новости
Событие дня
Топ новости