Предисловие КИАЦ
Представленная ниже статья взята из Вестника Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 2 (60)
Одним из соавторов статьи является кандидат исторических наук, доцент, профессор Академии военных наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского высшего общевойскового командного училища Александр Юрьевич Соклаков.
А.Ю. Соклаков также является заместителем Верховного атамана Союза казаков по науке и просвещению, зам. директора, НО «Казачья энциклопедия» по научной работе.
В статье рассмотрены педагогические аспекты реализации идеологического компонента военного профессионального образования. Предложены подходы к повышению идеологической грамотности учащейся молодежи в контексте требований к профессиональной готовности военных специалистов. Делается вывод о том, что решить проблему политической и идеологической безграмотности молодежи в военном вузе можно лишь при эффективном взаимодействии командиров учебных подразделений и профессорско- преподавательского состава. Решение этой задачи должно стать неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса.
Целесообразность размещения этой статьи на КИАЦ вызвана тем, что идеологическим компонентом военного образования казаков и повышением идеологической грамотности учащейся казачьей молодежи в полувоенных структурах отдельных казачьих обществ и организаций никто системно не занимается. Возможно, опыт военно-политических органов в формировании воина-государственника - надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества стоит взять на вооружение атаманам и найти способы и средства его использования на практике.
Наряду с религией, наукой, идеологией, моралью и искусством образование является составной частью одной из четырех сфер (подсистем) общественной жизни, именуемой духовно-нравственной. От качественной наполненности образования во многом зависит судьба народа и направление его духовного и интеллектуального развития. Поэтому на современном этапе совершенствования военного образования и ставятся новые задачи. И в частности, касающиеся усиления его воспитательной роли [1]. Поскольку именно духовно-нравственная сфера отвечает за сохранение и развитие системы ценностей общества, обучение и воспитание новых поколений, ее приоритет перед политической, экономической и социальной сферами вполне очевиден. Вместе с тем количество проблем и нерешенных вопросов в этой сфере неуклонно растет. Причин тому множество. В качестве главных из них авторы выделяют следующие:
- стремительное развитие цифровых технологий и распространение мобильных устройств, сопровождаемые информационно-сетевым бумом;
- крушение идейной и идеологической конструкции нашего советского прошлого и вульгарные попытки копирования иноземных ценностей.
Следует принять во внимание также и такую причину, как особый интерес геополитических противников России к ее духовно- нравственной сфере, стремление к ее разрушению или значительной трансформации. Еще известный военный теоретик второй половины XX столетия Е.Э. Месснер предрекал: «Идеологические войны свирепы. Будущие войны будут еще более идеологическими, еще более свирепыми» [2, с. 126]. Авторам вполне очевидно, что в настоящее время сомневаться в этом уже не приходится.
Поистине глобальный характер информационного развития, доступ к транснациональной инфраструктуре, возможность дистанционно использовать искомый материал значительно трансформирует поведение молодых людей. Педагоги отмечают, что у них преобладает стремление максимально сократить процесс поиска информации и минимизировать свои усилия по работе с ней. Важнейшим критерием при таком подходе становится легкая доступность тех или иных информационных ресурсов и данных. Вследствие этого критичность отбора той или иной информации ее потребителями нередко игнорируется. В общей картине работы молодежи с информацией можно выделить следующие характерные особенности:
1) наличие многочисленных пробелов и погрешностей в понимании учебного материала и общественно-гуманитарном знании в целом;
2) поверхностное усвоение и слабое запоминание учебного материала и сопутствующей информации;
3) стремление игнорировать сложные темы и вопросы в процессе обучения, их вульгарное и примитивное толкование;
4) атрофия или неразвитость навыков поиска, анализа и запоминания информации;
5) преобладание установки на шаблонность и механическое копирование информации в противовес творческому мыслительному подходу к обучению.
Отказ от атеистического классового марксистско-ленинского учения в нашем Отечестве сопровождался не только массовым возвратом россиян к вере предков, но и стремительной активизацией различных сект, а также отказом от идеологии на официальном уровне. Примечательно, что далеко не единожды отечественные авторы отмечали явную причастность к этим процессам геополитических противников России. Уже не первый год специалисты выявляют усилия различных зарубежных структур, направленные на идеологическую обработку и даже откровенную вербовку российских студентов. Сложность современной религиозной обстановки и экстремистские проявления в данной сфере уже традиционно являются предметом исследований отечественных ученых. В частности, на прошедшей в 2017 г. в Военном университете конференции, посвященной роли духовно-нравственных ценностей в укреплении российского общества, профессор И.А. Алёхин отмечал, что «сознание многих людей оказалось расщепленным, незащищенным от тлетворного влияния средств массовой информации, разного рода проповедников и сектантов». Разумеется, подобная ситуация требует проведения соответствующих неотложных мероприятий.
Поскольку количество попыток деструктивного воздействия на молодое поколение россиян возрастает, необходимо констатировать, что речь идет о широкомасштабном явлении. Поэтому очевидно, что разовыми профилактическими беседами с молодежью и инструктажем тех или иных должностных лиц кардинальным образом ситуацию изменить невозможно. Требуются научный анализ, выработка и планомерное приложение соответствующих комплексных усилий. Стоит отметить, что важность данной проблемы была оценена военными специалистами задолго до нынешних событий. В частности, уже цитировавшийся в настоящей статье Е.Э. Месснер утверждал следующее: «Война XX века не есть чисто военное предприятие: в ней политики не меньше, чем тактики, в ней пространство надо завоевывать и войском и пропагандой: теперь народ может не признать физического завоевания и продолжать духовное сопротивление (Резистанс) даже и по капитуляции воинства. Надо пропагандою влить эликсир жизни в свои массы и яд во вражеские, и надо пропагандным противоядием спасти своих от неприятельского яда» [2, с. 107].
Понятно, что как в недавнем прошлом, так и в нынешнем времени усилия той или иной антироссийской пропаганды опираются на определенные идеи и идеологические конструкции. Это далеко не случайно. Еще в середине XX столетия было отмечено, что «идеологическая исступленность нашего века и повсюду разлившаяся ненависть создали стиль современной войны - войны низменной, предельно ожесточенной, апокалипсической» [2, с. 76]. И очевидно, что текущая ситуация настоятельно диктует необходимость принятия скорейших и эффективных мер по повышению идеологической защищенности россиян. В связи с этим актуальны отказ от идеологической инертности (разоружения) государства и наполнение ряда учебных дисциплин и воспитательного процесса в целом традиционными для России духовными и идейными ценностями.
Неудивительно, что первыми шагами в этом направлении стало установление на законодательном уровне ответственности командиров за морально-политическое состояние личного состава и воссоздание Главного военно-политического управления Вооруженных сил Российской Федерации, а также проведение научных конференций соответствующей направленности. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о том, что «...в современных условиях политическое сознание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала непосредственно зависит от мировоззрения, в основе которого должна лежать государственно-патриотическая идея.». Поэтому формирование патриотического мировоззрения россиян должно опираться на четкое понимание смысла государственно-патриотической идеи.
Не случайно, что главная цель созданных военно-политических органов «заключается в формировании воина-государственника - надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества». Для ее достижения необходима выработка и внедрение эффективных педагогических новаций и технологий. Именно их использование позволит повлиять на мышление современных военнослужащих.
Авторы полагают, что стоящие ныне задачи, касающиеся политического просвещения и воспитания, в определенной мере похожи на те, которые решались в рамках ликбеза 20-30-х годов прошлого столетия. В прошлом требовалось ликвидировать неграмотность широких масс населения и одновременно разъяснять идеологию и политический курс нового советского государства. В наше время необходимо преодолевать имеющие место в молодежной среде идеологическую инертность и (или) неграмотность, эффективно разъяснять идеологические ценности отечественной государственности, а также противостоять неослабевающему деструктивному воздействию противостоящих России сил.
Эффективность проводившегося в СССР ликбеза позволяет утверждать, что в современных условиях опора на предшествующий опыт целесообразна. Публикации ряда исследователей показывают, что для преодоления безграмотности в 20-30 годах XX века, кроме прочего, потребовались мобилизация экономических ресурсов, создание разветвленной организационной структуры, проведение мощной агитационно-пропагандистской деятельности, решение глобальных кадровых задач, выработка новых педагогических методик и др. При этом организация непосредственной деятельности в данном направлении включала в себя:
Использовавшаяся на курсах ликбеза методика организации и проведения занятий была направлена на развитие учебных навыков и самостоятельности мышления [1, 3]. В качестве основной формы проведения занятий использовали развернутую беседу с опорой на лабораторно-исследовательский принцип и наглядные пособия. Эффективность контроля за обучением достигалась за счет непрерывного и систематического наблюдения за отношением обучающихся к выполнению заданий и
особенностями их восприятия и реагирования на учебный материал, а также индивидуальных и групповых бесед, устного и письменного контроля и др. К числу наиболее проблемных аспектов организации и проведения курсов ликбеза относились:
- недостаточное финансирование;
- пренебрежение качеством обучения в угоду количественным показателям;
- трудности в преодолении поведенческих стереотипов;
- сложности с применением получаемых знаний в привычной жизни и быту у части обучающихся.
Стоит также отметить, что современная задача по ликвидации идеологической безграмотности не в пример сложнее, чем организация ликбеза в советском государстве. В подтверждение этого можно привести следующие аргументы:
- демократические ценности и в первую очередь свобода слова облегчают задачу деструктивных сил по непрерывной трансляции на территории России формируемых ими информационных потоков, а возможности Интернета и современных средств массовой информации делают их практически общедоступными;
- в отличие от неграмотного индивидуума современный человек грамотен и просвещен во многих вопросах, с той или иной успешностью умеет находить заинтересовавшую его информацию; вместе с тем поле его знаний может иметь большее или меньшее число специфических лакун в области идеологии (от полного отсутствия знаний в том или ином вопросе до причудливой смеси объективных знаний и тех или иных деструктивно-ложных включений).
Из изложенного следует, что выработка и отбор педагогических методик и технологий повышения идеологической грамотности должны:
- обеспечить получение объективной информации о начальном уровне знаний и убеждений обучающихся;
- обеспечить успешное противодействие непрерывному деструктивному идеологическому потоку;
- вооружить обучающихся не только объективными знаниями в области идеологии, но также навыками и инструментарием для эффективного самостоятельного распознавания разнообразных идеологических диверсий, а также умениями для просвещения иных лиц в рассматриваемой предметной области.
Поэтому необходимо констатировать, что решить проблему политической и идеологической безграмотности молодежи в военном вузе возможно лишь при эффективном взаимодействии командиров учебных подразделений и профессорско- преподавательского состава. Решение этой задачи должно стать неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Оно также может служить приобщению обучаемых к высоким идеалам отечественной культуры и истории, а также к бережному и внимательному отношению к постулатам традиционных для народов России религий.
На фото с сайта http://slavyansk.ru/: военно-полевые сборы Первой Таманской казачьей дивизии в исторических казачьих лагерях города Абинска. В них приняли участие 2350 казаков Таманского казачьего отдела. Август 2018 года.