Статья на одну из этих тем, под названием «Странные обряды…», уже публиковалась ранее, но сейчас будет уместным снова вернуться к ней частично, хотя бы потому, что она своей актуальности не утратила, и появились новые предпосылки и аргументы для ее продолжения. Поэтому предлагаемая статья будет несколько видоизменена и дополнена.
Как уже говорилось ранее, откуда-то появился «ритуал» принятия присяги, когда вынимается из ножен шашка и на ее клинок, как на поднос, ставится стакан с водкой и новобранцу, принявшему присягу, - предлагается из него «причаститься».
- Ну и что же тут такого? - скажет обыватель. Конечно, вроде бы и ничего особенного, если относиться к этому виду оружия, как к декоративной, но необязательной, принадлежности современной казачьей формы (что, в сущности, так и есть) и не более того. Но наши деды так не считали. …Шашка висела у казака дома на стене или на ковре, дожидаясь, когда хозяин наденет ее, вместе с погонами и кокардой, только тогда, когда уйдет на службу или на сборы. Больше ее, как правило, не трогали. Поэтому можно ли было представить казака, использующего доставшуюся ему от отца- деда шашку, свидетельницу и участницу многих сражений и побед, в качестве подставки для стакана с водкой? Да ему и в кошмарном сне такое глумление над оружием не могло присниться.
А вот для нынешних, т.н. «поверстанных казаков», это в порядке вещей. А еще у нас многие «лихие» атаманы любят таким же образом встречать высоких гостей, преподнося на той же несчастной шашке рюмку или стакан водки. (Автору приходилось неоднократно лично наблюдать подобное действо у нас на разных мероприятиях).
Откуда появился этот «обряд», кто его выдумал, причем, уже в наше время, - установить, наверно, уже сложно. Но он со скоростью эпидемии распространился по всему постсоветскому пространству. И что же этот обряд объективно символизирует? Что мы демонстрируем сегодня, и что завещаем потомкам?
Понятно, для современных казаков шашка, даже самая настоящая, уже не является действующим оружием, и многие уже не осознают того, если хотите, сакрального смысла, который имела в семье казака дедовская шашка, тем более, что сейчас практически уже невозможно найти такую семью, где еще может храниться такая шашка (мы знаем, что были времена, когда ее хранение сулило владельцу, мягко выражаясь, большие неприятности). А что же тогда говорить о «поверстанных», или как там их еще называют, «принятых в казаки» новобранцах, которые, возможно, и шашку-то впервые увидели лишь во время вышеописанного «обряда»? Что для них это оружие? В их представлении шашка уже только и нужна для принятия подобным образом «присяги».
К разряду «странных» можно отнести также и привычку некоторых казаков, и причисляющих себя к ним, везде таскать с собой нагайку. И это в условиях города, где все казаки поголовно пешие. Носят нагайку, обычно засунув за голенище сапога. Как мы знаем, нагайка в казачьих войсках предназначалась для управления лошадью. Для чего она нужна нынешнему городскому казаку? Чтобы выделяться среди общей массы? Что же это за «традиции» такие?
На наш взгляд, причина их появления кроется в обыкновенной исторической неграмотности и в подражательстве. Кто-то по незнанию, или умышленно придумал что-то свое: будь это – форма одежды или снаряжение, или какой-то фантастический «обряд», вроде вышеназванных, а остальные, не вникая и не задумываясь, перенимают это в полной уверенности, что это так было всегда и должно быть сейчас: дескать, хочешь выглядеть казаком - должен иметь нагайку.
Вот еще есть традиция дарить уважаемым и почетным гостям нагайку, по-видимому, как символ казачьего радушия и гостеприимства. Что в данном случае должна обозначать нагайка? Напоминание о том, что в начале прошлого века всевозможные революционеры прилепили казакам прозвище «нагаечники»? Но казаки, всегда были против навязывания им полицейских функций. А может, это знак того, что современные казаки с готовностью принимают на себя отведенную им роль неких жандармов? Старушек с семечками на вокзалах разгонять?
Правда, есть надежда, что со временем дурная привычка разгуливать с нагайкой отпадет сама собой: нынешняя модернизированная «форма» казаков не предусматривает сапоги и ремни, следовательно, засовывать нагайку будет некуда, а в руках носить ее не совсем и удобно. И наконец: а знает ли кто–нибудь из нынешних казаков, что любимую ими «всепогодную» кричалку «Любо», присказку «Слава Тебе, Господи, что мы казаки», которую даже некоторые священники уже считают «казачьей молитвой», а также разные ритуалы, как то: проведение круга, выборы атамана и даже «совет стариков» – придумал 30 лет назад один питерский писатель-сказочник?
Тогда, в начале 90-х, все было для нас новым, воспринималось все на веру и тогда это проходило; но сейчас, когда стали доступны многие архивные документы, мемуары, зарубежные и репринтные издания, стало ясно, что все это полнейшие небылицы, а не возврат к традициям, сложившимся у казаков к началу ХХ столетия.
Но последующие поколения казаков, ничтоже сумняшеся, восприняли уже, как незыблемые, хотя и кажущиеся странными в наше время эти, с позволения сказать, «традиции» и теперь по любому поводу и повсюду дружно орут «Любо», подобно небезызвестной Эллочке- людоедке ( у которой, кстати, словарный запас был побогаче), при выборе атамана проверяют у кандидатов, которые, как правило, на 99%-атеисты, наличие нательного креста, распинают их в виде креста, некоторые еще и посыпают голову несчастного кандидата пылью или грязью, шлепают нагайкой, хотя ни в одном из известных нам архивных источников ничего подобного не встречается. И т.д., и т.п.
Вот так и бытуют эти придуманные псевдо-ритуалы в затянувшихся играх взрослых дядек.
А теперь о серьезном… 30 лет назад именно казаки по роду, а не по «духу» и прочим признакам, заявили о необходимости возрождения казачества, как народа, с его традициями, историей и культурой и восстановления исторической справедливости по отношению к нему. И если сто лет назад наши (здесь слово «наши» имеет самый конкретный смысл) деды-прадеды испытали на себе настоящий геноцид, именуемый расказачиванием, о чем и говорилось все эти три десятилетия, то сейчас среди казачьих потомков все чаще звучит понятие «этноцид», который по сравнению с физическим уничтожением осуществляется еще более изощренно, а потому более опасен.
Суть этноцида – в полной замене казаков на ряженую публику, к казачеству никакого отношения не имеющую, с постепенным формированием нового облика псевдо-казака или неоказака с таким же новым мировоззрением, с новодельными «традициями» и вытеснением казачьих потомков на задворки общественной жизни.
Идеологическая основа этноцида очень четко выражена в приписываемом бывшему советнику по делам казачества при Президенте РФ Г. Трошеву высказывании: «Казачество такое, какое оно есть сегодня, государство, т.е. власть, не устраивает. С 1990 г. возрождение стихийное. В ХХI в. казачество с его «навозным патриотизмом»- анахронизм; общины, традиции- средневековое мракобесие, «упертое казачество» современному государству европейского уровня просто вредно. Мы создадим новое казачество из чего угодно без так называемых казачьих потомков, тянущих нас назад к феодализму» .
Относительно «средневекового мракобесия» в чем-то можно согласиться, но остальное, как говорится, без комментариев! И, самое главное, эта идея уже внедряется в массы; повсеместно под барабанную дробь буквально «с нуля» создается обезличенное «новое казачество», без связи с прошлыми поколениями, по причине их отсутствия, и мимикрирующее под донских, оренбургских и пр. казаков, в зависимости от приближенности к месту исторического проживания последних.
В России нет ни одной области или края, где бы не объявились «потомки Ермака или Разина». У нас, например, все поголовно стали «донскими казаками». В настоящее время наметилась тенденция уйти от привязки к какой-либо исторической территории. Появилось т.н. «Центральное каз. войско», «Северо-западное», «Всероссийское..» и пр. Для многих это очень удобно: не нужно доказывать свое происхождение, что-то выдумывать: «казак» и все тут, и «форма» уже придумана! Какие вопросы? Хотя…тут и спрашивать никто не будет: все равны.
Кроме всеобщего «оказачивания» в основном неказачьего населения (а фактически, окончательного расказачивания, начатого 100 лет назад), идет массированное наступление на казачье культурное наследие. Как уже было сказано ранее, все вдруг стали «разбираться» (а по сути, все отвергать) в казачьем фольклоре, в традиционной одежде и т.п. Возникла какая-то дьявольская мода на казачество. Улицы городов заполонили какие-то мужики в новой «казачьей» форме, как правило, все «ахвицера». Как сказали бы в былые времена: «иногородние объявили себя казаками».
На конкурсах и концертах всячески поощряется «псевдо-казачий» песенный суррогат, т.н. «народная попса», и постепенно вытесняются подлинные казачьи песни. И еще стоит отметить, что традиционная культура, фольклор, история у неоказаков имеют далеко не первостепенное значение, если не сказать, что вообще ничего не значат. Главное – «служба» (любая! и кому угодно!) и все связанные с нею новые «ритуалы», желание везде «наводить порядки», «контролировать» и т.д., что вполне соответствует их представлениям о казаках, как о «нагаечниках» и не более…
Поскольку большего неоказаки и не требуют, то местные власти идут им в их стремлениях навстречу. Стоит ли после этого удивляться появлению всяких фантастических, якобы казачьих, «традиций», которым теперь и следует «новое казачество», и за которые иногда становится просто стыдно. Казачьим же потомкам, вопреки всему, чтобы окончательно не затеряться среди этих псевдоказаков, остается хотя бы в память о своих предках-казаках, придерживаться, по крайней мере, в повседневном быту настоящих, а не выдуманных, семейных традиций и обычаев (например, в вопросе отношения к старикам, о месте и роли женщины в казачьей семье, в воспитании детей и пр.), что бывает тоже непросто; осознавать свою этническую идентичность, учитывать при этом, что сегодня условия жизни кардинально изменились; не зацикливаться, по примеру неоказаков, непременно на «службе» или полицейских функциях: жизнь современных казаков должна быть богаче всесторонне, ведь из нашей среды в прошлом вышло немало не только талантливых полководцев, но и поэтов, писателей, художников, композиторов, инженеров; глубже изучать свои исторические корни, причем по серьезным источникам, а не по различным примитивным байкам; продолжать свою родословную, тем более, что сейчас для этого гораздо больше возможностей, чем это было в начале 90-х.
Кстати, вот тест на принадлежность к казачьему роду: если род ваш действительно состоит из многих поколений казаков, то, по имеющимся в РГВИА и др. архивах послужным спискам казаков, а также по епархиальным книгам, можно составить свою довольно углубленную родословную. (Автору этих строк именно таким образом удалось установить свою родословную по обеим линиям с конца XVII и начала XVIII в., но это при том, что в нашей семье хранилась память о предках до прапрадеда включительно, это значительно облегчило поиски).
У тех же, кто себе казачье происхождение придумал, - а таких, увы, немало и, похоже, они начинают доминировать, - то понятно, что никаких послужных списков быть не может. Обычно они говорят, что их «предки тоже были казаками» или «казаки расселились по всему миру, поэтому их полно везде…», но при этом затрудняются назвать не только станицу, хутор или просто место происхождения своих предков, но и отчество, а то и имя прадеда. Но это ничуть не мешает им выглядеть «святее папы римского»: они берутся, например, «просвещать» неискушенную публику в вопросах казачьих «традиций», хотя сами, что интересно, кроме избитых словесных штампов о «патриотизме» и пр., ничего сказать больше не могут. Им обязательно нужно иметь удостоверение, в котором написано: «казак», иначе как же доказывать свое нынешнее состояние? Они совершенно серьезно утверждают, что их дети уже будут «родовыми казаками», будто они живут не в XXI веке, а 3-4 столетия назад.
Какое-то массовое умопомрачение! Никогда не понимал таких людей. Зачем присваивать себе имя чужого народа, отказываясь при этом от национальности своих родителей, а значит, и от них самих? Зачем врать себе, своим близким, особенно детям, и окружающим, придумывать несуществующих «предков»? Носить чужую одежду? Зачем? Наши деды (мои, в частности, оба) в прошлом достаточно испытали по отношению к себе все «прелести» государственной политики, чтобы еще и мы, их прямые наследники, позволяли всяким самозванцам порочить их светлую память, пусть даже и без злого умысла,- по незнанию или глупости,- подобными безграмотными и ложными «ритуалами», «обрядами» и прочими манипуляциями.
Василий Черепахин
Комментарий КИАЦ
Несмотря на декларированное возрождении казачьих традиций и культуры, и в реестровых и в общественных казачьих организациях, с каждым годом её носителей и тех, кто способен передать знания об этих уникальных особенностей казачьего народа остается все меньше и меньше. Тем значимее статья казака Василия Черепахина, посвященная этой теме, которую случайно удалось найти в соцсетях. На крупных казачьих сайтах её нет.
Василий Черепахин родился и вырос в станице Луганской. На этом фото он в центре (в желтой рубахе).
Будем признательны всем, кто поможет в деле сохранения казачьих традиций и культуры и пришлет соответствующие статьи, фотографии, видео или ссылки на них.
Алексей Зборовский