На Ходынском поле в храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» состоится панихида по казакам, убиенным в ходе политики расказачивания по решению советской власти.
Панихида по казакам начнется в 19:00 час. 24 января 2020 года, которую возглавит Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Сослужить митрополиту будут сотрудники Синодального комитета и духовники казачьих обществ. Так же на панихиде будут атаманы, казаки, представители органов государственной власти и граждане РФ решившие почтить память казаков ставших жертвами политики расказачивания.
Панихида по убиенным казакам стала проходить по всей России и зарубежью каждый год 24 января. Официально эта дата стала днем поминовения казаков и казачек, погибших во время гражданской войны 1917-1922 гг. В тоже время большинство казаков, представителей исторически сложившейся культурно-этнической общности, называют эту дату Днём памяти жертв геноцида казачьего народа.
По всем епархиям России пройдут панихиды, согласно которой в ней будут поминать о упокоении убиенных жертв гражданской войны и политических репрессий. В тоже время в храмах и в домах этнические казаки, проживающие в станицах и хуторах, за пределами территорий исторического проживания, будут молиться об убиенных казаках, казачках и их детей в годы массовых расстрелов казачьего населения Дона, Терека, Кубани, Урала и других казачьих территорий.
Разное понимание смысла молитвы является свидетельством разделения в современном обществе понятий кто такие «казаки». Официально современное казачество, признанное государством, является некоммерческой организацией. Указание на взаимодействие Русской Православной Церкви Московского Патриархата с официально признанной и утвержденной Президентом некоммерческой организацией «Всероссийское казачье общество» привело к тому, что к молитвенному поминанию об убиенных казаках в некоторых епархиях Московского Патриархата не стали допускать представителей казачьих общин, не входящих в такие некоммерческие организации.
Тамбовская митрополия и отношение к общинам донских казаков
К примеру, на территории духовного окормления, которой управляет Тамбовская митрополия, запретили священникам всякое общение с казаками общин донских казаков. Обращаясь к настоятелям храмов атаманы и казаки получают отрицательный ответ на предложение проведение мероприятий на территории приходов. Приходить в храм донским казакам рекомендовано только как обычным прихожанам, не идентифицируя себя как казака. Таким образом появление в храме даже с кубанкой в руках может привести к конфликту. Последнее обращение атамана «Союза донских казаков» к настоятелю одного из храмов города Тамбова о заказе панихиды в память о убиенных казаках в годы репрессий был получен отрицательный ответ. Таким образом, в этом году, казаки и члены их семей не смогут в совместной общинной молитве помянуть убиенных в годы геноцида казачьего народа.
Атаман Межрегиональной общественной организации «Союз донских казаков» войсковой старшина Игорь Мартынов сказал, что «когда вся Россия и Русское Зарубежье будет молиться о упокоении душ убиенных казаков, казачек и членов их семей в годы уничтожения казачества советской властью, казачьи общины Тамбовской области будут молиться не храме, а дома. Я считаю, что такая политика отношения к казачьим общинам Тамбовской области которые ведёт Тамбовская митрополия является продолжением тех событий, которые начали происходить 101 год назад. К сожалению это факт! И нам, казакам, придётся добавлять к молитвам об упокоении убиенных, так же молитву о вразумлении священноначалия и клира нашей Матушки Православной Церкви».
Атаман так же сказал о том, что нужно понимать разницу между «расказачиванием» и «уничтожением казачества». Если присмотреться к документам, мы увидим, что Свердлов требовал «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно…произвести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо, прямое или косвенное, участие с борьбе с советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток к новым выступлениям против советской власти.»
«Массовый террор подразумевает полное уничтожение — сказал атаман Игорь Мартынов — но мы должны знать, что после массового террора, то есть полного уничтожения «активного казачества», Свердловская директива указала на необходимость «сровнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.»
Со слов атамана такое сравнивание «иногородних» с казаками продолжается и до наших дней. Свидетельством этому является отказ во взаимодействии Тамбовской митрополии с общинами исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков проживающих на территории Тамбовской области. Это ещё один вид воздействия на «непокорных» казаков.
«В Инструкции Реввоенсовета Южфронта к проведению директивы ЦК РКП(б) о борьбе с контрреволюцией на Дону за № 1 7 февраля 1919 г. утвержденной в г. Козлове (ныне город Мичуринск Тамбовской области) сказано, что «среди среднего казачества должна вестись интенсивная политическая работа, имеющая своей задачей расколоть эту социальную группу…». К сожалению своими действиями Тамбовская митрополия продолжает эту политическую работу. Дух прошлого не только витает в стенах епархиальных управлений, но и влияет на души тех, кто там сидит. Церковь уходит от народа и это опасно для всего нашего российского общества, такие действия не объединяют, а разделяют нас. Для Церкви это не приемлемо. Конечно, хотелось бы получить официальных отказ Тамбовской митрополии о невозможности взаимодействия с представителями казачьих общин, но «де-факто» и «де-юро» его нет. Священники идут на встречу, но «указ свыше» не позволяет предпринимать каких-либо шагов. Всё делается не гласно и передаётся через кодовое слово — «владыка благословил».» — сказал в заключении нашей беседы атаман.