К публикации на КИАЦ этого материала двухлетней давности подтолкнуло неприятное обстоятельство. На сайте ВБКВ появилась хвалебная статья о Гарегину Нжде (сейчас она дезактивирована). Размещение же администратором сайта фактов указанных ниже было немедленно удалено без всякого объяснения и согласования с администратором. Допустимо ли в казачьих СМИ претендующих на вхождение в единую информационную сеть казачьих сайтов восхвалять пособников нацистских преступников и героизировать фашизм?
Совсем недавно в отношениях между Россией и Арменией всплыло очередное «недоразумение».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифинге в Москве выразила удивление по поводу установки в Ереване памятника Нжде.
По ее словам, все прекрасно знают позицию России к проявлениям любых форм возрождения, героизации фашизма, неонацизма, нацизма. Она также напомнила, что 17 декабря 2015 года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», которую Армения тогда поддержала.
В свою очередь, депутат от правящей Республиканской партии Армении Маргарита Есаян ответила на это следующими словами: «Пусть на себя, на свою историю посмотрят», тем самым обвинив Россию в ненадлежащем отношении к собственной истории и историческим личностям.
Более того, на открытие памятника Гарегину Нжде лично присутствовал президент Армении Серж Саргсян.
А ведь Гарегин Нжде (настоящее имя Гарегин Тер-Арутюнян) в годы Второй мировой войны сотрудничал с нацистами, поддерживал их и надеялся, что Германия победит СССР и он сможет вернуться в Армению. Нжде яростно агитировал пленных армян, чтобы они подключились к вооруженной борьбе против СССР, заявляя: «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению». То есть, в его сознании было четко зафиксировано, что Гитлер и Армения — это родственные души.
И вот теперь, когда весь мир торжественно отметил 71-ю годовщину победы над фашизмом в Армении с помпой в центре города 28 мая — в официальный праздник — День Первой республики — открывают памятник нацистскому ублюдку, и это несмотря на то, что в Ереване уже есть площадь Гарегина Нжде.
Фактически Республиканская партия Армении и ее лидер президент Саргсян еще раз подтвердили этим, что придерживаются идеологии Гарегина Нжде. Кстати стоит отметить, что центральный офис правящей партии находится в нескольких метрах от места установки памятника. С точки зрения гитлеровской нацистской идеологии — все логично.
И уже не вызывает сомнений тот факт, что Армения, страдающая хроническим диагнозом великодержавного шовинизма, уже на генетическом уровне проповедует тоталитаризм, жестокость и идеологию человеконенавистничества. Ярким, показательным примером этому может служить героизация личности Гарегина Нжде, пособника нацистов, которого нынеармянская общественность пытается представить как философа, разработчика идеологии национального бытия.
…Для того чтобы в Армении кого-нибудь объявили героем, у этого человека должен быть большой «послужной список». Рассмотрим факты, касающиеся жизнедеятельности Гарегина Нжде — «героя» армянской легенды, а в жизни и быту — Тер-Арутюняна Гарегина Егишевича.
По свидетельству армянского публициста Саркиса Киликяна, Тер-Арутюнян, позднее вступивший на поприще политического авантюризма и взявший себе псевдоним Нжде, что в переводе означает — скиталец, родился 20 января (по некоторым версиям, 2 февраля) 1886 года в семье священника в Нахчыване. При крещении был наречен именем Аракел.
Учился в школе монастыря Аракелоц в Муше. В 1894 году поступил в начальную школу в Нахчыване, а вскоре был переведен в русское семилетнее Высшее начальное училище. По его окончании поступил в гимназию, а в 1902 году — на юридический факультет Петербургского университета, из которого спустя два года был исключен за связь с революционерами. Как пишет сам Нжде в автобиографии: «К революционному движению я примкнул 17-ти лет, еще гимназистом».
Поскольку это было время, когда студенты массово инфицировались вирусом марксизма, что в основном подразумевало под собой возможность не учиться и не работать, а заниматься политическими провокациями, экспроприацией, постигать азы терроризма, обосновав все это революционной идеологией, то Нжде, понимая, что в ряду революционеров, действовавших против царской России, «свободных мест нет», посвящает себя участию в национальном движении за «Великую Армению». Что же, вполне резонно рассудил: лучше быть на своем болоте большой кочкой, чем стотысячным булыжником на булыжной мостовой.
«…я вернулся на Кавказ, чтобы с гайдукским отрядом Мурада перейти в Турецкую Армению. После этого я действовал в Персии. В 1909 г. вновь вернулся на Кавказ и был арестован. Более 3 лет я провел в тюрьмах от Джульфы до Петербурга; после известного суда над 163-мя членами «Дашнакцутюн» во избежание ссылки в Сибирь я ушел в Болгарию, — пишет далее Нжде в автобиографии. — В 1912 г. я собрал роту армянских добровольцев и вместе с Андраником участвовал в Балканской войне за освобождение Македонии и Фракии. С началом мировой войны, получив прощение от царского правительства, я вернулся на Кавказ, чтобы участвовать в боевых действиях против Турции».
Но здесь он лукавит. Как указано в «Справке», полученной Первым Главным Управлением МГБ СССР из Софии и подписанной начальником 4-го отделения 3-го отдела ПГУ МГБ СССР, подполковником Агаяном:
«По окончании Балканской войны Нжде оставляет свой отряд и с другими частями направляется воевать против сербов. После перемирия возвращается в Софию, разъезжает по Болгарии, выступает против Андраника Паши, собирает средства и разжигает национальные чувства наивных патриотов в своих личных и его организации целях. Добровольцы разоблачают нечестную политику Нжде, в среде дашнаков возникает брожение, тогда Нжде укрепляет свои связи с македонцами и работает в пользу македонского движения, получая при этом поддержку Александрова. В 1913 г. выезжает на съезд дашнаков в Париж. По окончании съезда возвращается в Болгарию (г.Варна), спустя короткий промежуток времени выезжает в Румынию, где собирает своих единомышленников и вскоре через г. Поти выезжает в Тбилиси. Здесь принимает участие в работе военной комиссии дашнаков и в 1914 г. организует отряд, с которым в составе русской армии выступает против Турции, результатом чего является присвоение Нжде звания капитана. Во время контрреволюционного выступления дашнаков, как представитель штаба дашнакской организации, Нжде провел массу арестов и расстрелов прогрессивных людей. Явился инициатором грабежей армянского населения и уничтожения жилых построек неплательщиков налогов в его организацию. В 1920 г. военный отряд Нжде расстреливает около 18 тысяч человек жителей Эривани и др. городов. В том же году уходит в горы и при поддержке интервентов пытается организовать сопротивление против советской власти».
В начале сентября 1919 года Нжде направлен со своим отрядом в Зангезур, где был назначен руководить обороной южной границы района. По его собственному выражению — он «с этого времени освятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика». В начале декабря Нжде с боем занял ущелье Гехвадзор, по его личному утверждению «уничтожив сопротивление 32 татарских сел», после чего перешел в наступление и занял азербайджанские селения, осуществив там этническую чистку.
10 августа 1920 года было заключено соглашение между Советской Россией и Республикой Армения, по которому эти области занимались Красной армией. Нжде со своим отрядом был оттеснен в Хуступкские горы, где укрепился, пользуясь неприступностью местности. Однако в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против советской власти, которое Нжде тотчас возглавил. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний титул спарапета (главнокомандующего).
Руководство советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде», о делах которого становится ясно, когда просмотришь выдержку из копии протокола арестованного Деведжяна Оганеса Акоповича от 28 августа 1947 г.:
«…Нжде в Зангезуре допустил зверское убийство свыше тридцати коммунистов, заживо сбрасывал их с Татевской скалы в пропасть. Об этом факте мне стало известно сначала из бесед с лидером партии «Дашнакцутюн» и ответственными деятелями дашнакской авантюры 1921 г. в Тавризе, а затем об этом же говорил мне и сам Нжде, заявляя, что он действовал как государственный деятель, а не как христианин».
Февральское восстание 1921 года в Армении оттянуло на себя силы большевиков, и Нжде, воспользовавшийся этим, распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с оперировавшими там армянскими боевиками. 27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование было провозглашено «Республикой Горная Армения», а Нжде возглавил ее в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июля «Нагорная Армения» приняла название «Республика Армения», ее премьером был объявлен Симон Врацян, а Нжде — военным министром. Однако вскоре советские войска переходят в наступление, и 9 июля Нжде с остатками мятежников уходит в Иран.
Из Ирана он бежит во Францию, из Франции — в Америку. В Америке, не получив поддержки со стороны дашнаков, Нжде возвращается в Париж и, не найдя здесь искомой помощи, в 1924 г. направляется в Болгарию. В Софии он восстанавливает связь с македонцами и с помощью русских белогвардейцев пытается создать военно-террористическую организацию.
Где бы и чем Нжде ни занимался, его деятельность, авантюрная и террористическая, всегда носила провокационный характер, что доказывает и нижеприведенный документ:
«Совершенно секретно. В ЗАКЧЕКА., г. Тифлис, копия АРМЧЕКА, г. Эривань.
По имеющимся информационным сведениям, из Парижа в Тавриз прибыл бывший начальник одного из дашнакских отрядов Нжде, откуда он через курьеров известил дашнаков Эривани, Тифлиса, Армавира и Ростова-на-Дону о том, что он приступил к организации дашнакских отрядов, которые под видом турок будут нападать на пограничные пункты и селения, в случае успеха или благоприятных условий перейдут границу и даже захватят Эривань. Своими этими действиями они, с одной стороны, будут дискредитировать советское правительство Армении, и с другой — подрывать добрососедские отношения России с Турцией и Персией.
Зам ПП ОГПУ на Ю/В России Фриновский, Зам нач. Восточного отдела. 30-е мая 1924 г., №022062/с Абульян».
В основном Нжде жил в Болгарии, приняв болгарское подданство, но летом 1933 года перебрался в США с целью помочь К.Тандергяну в убийстве турецкого посла Мухтар бея. Еще до приезда Нжде в США там функционировали армянские молодежные организации «Айорди», «Сыновья Армении» и другие.
Однако они действовали разрозненно, что побудило Нжде создать организацию, объединяющую армянскую молодежь диаспоры. Для организации и реализации этой трудной задачи Нжде создал движение «Этновера» (Цегакрон). Организация была призвана преодолеть упаднические настроения, которые царили в душах молодых армян и были следствием пребывания на чужбине. Особо не преуспев в своих планах и разочаровавшийся, Нжде обратил свой блуждающий взор на Германию, где уже вовсю развернулся Гитлер.
Кстати, в гитлеровских архивах сохранилась докладная записка Розенберга, который познакомился с Нжде в 1934 году, после чего через полгода и была представлена Гитлеру та самая докладная, в которой путем изучения антропологии армянского народа признавалось «арийское происхождение армян».
Считаю необходимым отметить, что Нжде обратился к Гитлеру еще до начала Второй мировой войны — в 1934 году! Так сказать, по велению сердца.
В 1941 году в Софии Нжде уже официально связывается с гитлеровскими оккупантами и ведет с ними переговоры о созыве в Берлине конференции дашнаков с целью создания «Армянского освободительного комитета при гитлеровской армии». Эта конференция созывается в апреле 1943 г., делегатами из Болгарии были Нжде и Каро Казаросян, на ней было принято решение начать вербовку добровольцев для борьбы с Советской армией.
По возвращении в Софию из Берлина Нжде во исполнение решения вышеизложенной конференции при поддержке болгарских властей и гестапо занимался активной вербовкой добровольцев, в этих же целях он создал женскую организацию «Милостивый крест».
Установив связи с руководством нацистской Германии, Нжде чаще всего встречается с рейхсминистром Розенбергом, участвует в Кавказском блоке, состоящем из представителей эмигрантских организаций кавказских народов и созданном на платформе поддержки Германии как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства».
15 декабря 1942 года Гарегин Нжде становится одним из семи членов созданного немцами Армянского национального совета и заместителем редактора газеты Национального совета «Свободная Армения». Сформированные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Дро и Гарегина Нжде прошли обучение у инструкторов СС и принимали активное участие в операциях по оккупации Крымского полуострова и наступлениях на Кавказ.
Нацисты планировали также использовать армянское население в качестве дестабилизирующего фактора в составе Турции и Советского Союза. Поскольку Нжде только об этом и мечтал, то в 1942 году вместе с Дро он участвовал в формировании армянских частей, входящих в состав немецкого вермахта, вербуя для этого пленных красноармейцев-армян.
Уже в 1944 году стало понятно, что Германия проиграет войну. С приближением Советской армии Нжде переходит на нелегальное положение. Некоторое время он скрывается в г. Панагюриц, в доме коровщика Бедикяна, накануне 9 сентября 1944 г. переселяется в Пловдив, где проживает в гостинице «Комерсиал», а затем снова возвращается в Панагюриц к Бедикяну, откуда на автомашине последнего переезжает в Софию. Здесь его арестовывают представители советских властей.
В архивах МНБ Армении, в деле №11278, т.4. сохранилось письмо Нжде, датированное сентябрем 1944 года, то есть написанное сразу после ареста:
«Пришла Советская армия, и произошло то, что я ожидал. Пользуясь нынешней неразберихой, несколько армян как полицейские агенты в сопровождении вооруженной болгарской милиции ходят по домам и ищут меня. Навеки отвратительные рабы, друзья, родственники — никто не откроет тебе дверь… Забыли, все армяне забыли все, что только благодаря моим усилиям их не постигла участь евреев, и четыре года они все только богатели и богатели. Диаспора, ты еще раз заставила меня пережить горечь стыда. Позор тебе!»
Ну что тут скажешь, расстроился… Нжде действительно неординарный человек, даже по армянским масштабам, — главарь банды, садист, военный преступник, нацист и …писатель. Подражая Гитлеру, возомнив себя «фюрером армянского народа», он оставил целое «наследие» своих посланий юному армянскому поколению, например, «Народ, исповедующий мужество — истинное арийство», «Наказанное малодушие, трусость, вот два слова, которые характеризуют наше грустное политическое настоящее».
А рукопись «Мое кредо» (чувствуете аналогию с «Майн капф» Адольфа Гитлера?), где выражена главная мысль Нжде: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком», настоящий цитатник диктатора, исповедующего сектантскую идеологию, в которой себя, любимого, он ставит в центр Вселенной.
Однако в письмах Нжде к советскому военачальнику Клименту Ворошилову мы читаем: «…вернувшись в свою камеру, я нашел, что мои вещи перенесены на другую койку, стоящую почти у двери, и что матрац заменен пустым мешком. Это было предвестником инквизиции надо мною. Начались пытки самые страшные, которые может выдумать только садистский ум, чтобы было видно, что я не смыкаю глаз: меня лишили права носить чулки и шляпу. У меня была повышенная температура, я просил врача, не вызвали, от предельно нервного напряжения я упал в обморок. … Я объявляю себя мучеником».
Вот таков Гарегин Нжде, «священный герой» армянского народа. Описывать все похождения и делишки этого «вечного скитальца» не хватит ни терпения, да и бумага покраснеет от стыда. Единственное, что хочется добавить, чтобы в Германии, признавшей, так называемый «армянский геноцид», задумались о друзьях Гитлера, которые искренне и полностью поддерживали гитлеровские идеи, что и доказали оккупацией азербайджанской земли и изощренно жестоким отношением к мирному населению Азербайджана из-за его иной этнической принадлежности.
Национализм и его активизация – это признак упадка нации, кризис ее идеологии, регресс. Мононационализм — это трагедия для любого народа, которая сказывается на его дальнейшем развитии как нации, на формировании его государственности. А в Армении, где практика подтвердила научную теорию, данный фактор привел к реальной деградации армянской государственности, потере суверенитета.
Победивший в Армении национализм, как гангрена, разъел и превратил страну в маленькую географическую точку, из которой, как из опасной зоны, по всему миру разбегается ее собственный народ, забыв и о национальной гордости, и о любви к родному отечеству, и о национальном достоинстве, и о вере в своего армянского Бога.
Татьяна Чаладзе,
заслуженный журналист Азербайджанской Республики
http://1news.az/authors/oped/20160620045114756.html
На фото в заголовке: справа «Плакат о призыве армян на службу в waffen-ss», справа – Гарегин Нжде.