Восстановить традиции
Автор: aveca от 30 сентябрь, раздел: Центральное казачье войско, просмотров 311
28 сентября исполняется 28 лет со дня проведения Первого Большого казачьего круга в Ставрополе. Он прошел в соответствии со старинными традициями, что стало примером для других регионов Северного Кавказа. В Краснодаре и Ростове-на-Дону они состоялись позже, в сентябре и ноябре 1990 года. Газета «
Ставропольская правда», одна из немногих, сразу заняла конструктивную позицию и неслучайно была награждена первым знаком Ставропольского краевого Союза казаков «За возрождение казачества». Горжусь, что я тоже стоял у истоков возрождения казачества, поэтому понимаю: сегодня особенно актуален вопрос восстановления казачьих традиций. Следует помнить, что после революционных событий и Гражданской войны около 70 лет казачество подвергалось репрессиям, геноциду, выселению из исконных мест проживания. В станицы вселялись люди из различных губерний (республик) России, а затем СССР. Уничтожены были казачьи войска, а слово «казак» оказалось крамольным. После 20-х годов ХХ века надолго исчезли и исторические исследования о казаках, так как и гуманитарная наука была зажата в идеологические тиски. Казачество однозначно оценивали как реакционное сословие. Немногие ученые вплоть до 80-х годов прошлого столетия решались на изучение его истории. Особенно непопулярной была тема роли казачества в революционных событиях и Гражданской войне. Незначительное окошечко оставили идеологи коммунизма лишь для казачьей культуры, которая также подвергалась интенсивной переработке на новый лад. Ряд исследователей считает, что традиции казаков практически изжили себя. Лично я не могу согласиться с такими умозаключениями. Традиции казачьего само-управления, казачьей службы, землепользования, традиции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения не потеряли актуальности до наших дней. Как пишет Т. Попов, потомственный донской казак, в зарубежном журнале «Донской вестник»: «…Государственная власть в казачестве принадлежит общему народному собранию – Войсковому кругу. Исполнительная власть воли круга принадлежит войсковому атаману, избранному всем войском. Власть атамана – чисто духовная, отцовская. Она основана на полном доверии и доброжелательной готовности каждого подчиняться беспрекословно, до самопожертвования. Атаману всегда и первая чарка, но и первая палка. Ответственность атамана перед войском безгранична». На восстановлении именно этих основополагающих традиций и старались сосредоточиться все причастные к возрождению казачества еще в 90-е годы прошлого века. Однако, по моей оценке, за прошедшее 28 лет существенных достижений в решении программных задач не достигнуто. В первую очередь в сфере восстановления традиционного казачьего землевладения и землепользования. В начале 90-х годов, когда встал вопрос о наделении тружеников села земельными паями, руководители новых местных властей различного уровня не допускали и мысли, чтобы дать казакам возможность самим определять форму пользования землей. В конечном итоге земля в бывших коллективных хозяйствах была роздана на паи с правом наследования и продажи. Таким образом, казаков лишили возможности получения земли в общинную собственность. В результате такой бездумной политики земля в станицах скупается людьми, имеющими большие деньги, а молодые казаки, не имея своих паев, в поисках лучшей жизни вынуждены покидать родные места, которые многие века осваивали их предки. Многие в настоящее время утверждают, что есть казаки-фермеры, кстати, неплохие. Но фермерство – это частная, т.е. капиталистическая, форма собственности, а не общинная. Фермер-частник прежде всего думает о себе. В свое время император России Александр I в начале XIX века хотел построить поселения и заставить их жителей стать казаками. Но ничего из этого не вышло. Без корней, без знания истории, традиций, без преданности идеям казачества, как бы ни старались власти и нынешнее казачество, невозможно достичь тех целей, которые ставили казаки в первые годы возрождения славного этноса России. Следует отметить, что законодательно проводится государственная политика поддержки реестровых казачьих обществ. Но она в большей степени направлена на участие казаков в охране общественного порядка, культуры, на проведение различных массовых мероприятий. Этого мало. Все это было и в советское время. Но не все еще потеряно. В настоящее время в восточных районах Ставропольского края да и других казачьих регионах РФ имеются земли, на которых могут быть созданы казачьи поселения, конечно, с учетом требований сегодняшнего дня. Для реализации этой задачи в 2012 году группа энтузиастов под руководством автора этой статьи разработала «Концепцию казачьих поселений на территории Ставропольского края». В этом документе экономически обосновано не только строительство современных домов, рассчитанных на 3, 5, 7, 9, 11, 13 членов казачьих семей, но и хозяйственные, бытовые постройки, а также вся инфраструктура поселений. Для реализации концепции необходимы были кредиты в сумме 4,5 млрд руб. и гарантии правительства края. К сожалению, ни того, ни другого не было получено. Создание новых казачьих поселений позволило бы заложить краеугольный камень в возрождение практически всех традиций казачества не только в нашем регионе, но и во многих других, где есть представители этого сословия.
Похожие новости
В ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ ПЛЕВНЫ И ШИПКИКазаки поздравляют оренбургского атамана А.В. Покровского с 60-летиемВидео с Большого круга Всемирного союза казачьих атамановАтаманы казачьих обществ Ставрополья собрались на совет со стрельбами12 декабря 2017 года Балтийскому Союзу казаков СКР исполняется 25 лет.