3 марта 2018 года атаманы и казаки Московского областного казачьего округа Союза казаков России атаманом МОКО полковником Виктором Александровичем Криулиным собрались в казачьем храме иконы Божией Матери “Отрада и утешение” на Ходынском поле. Многие представители этой известной общественной организации пришли с женами и детьми.
В этот день богослужение совершалось в месяцеслов Свт. Льва, папы Римского, Прп. Космы Яхромского. Была совершена Божественная литургия по свят. Иоанну Златоусту. Атаманы и казаки, которые подготовились к данной встрече надлежащим образом, исповедались и удостоились Святого причастия. Было и поминовение усопших. Еще в 2011 г. атаман округа определил во время заупокойных богослужений, в день казачьей скорби 11 февраля по н. ст., поминать и молиться за упокой души всех известных и неизвестных по имени единоплеменников – казаков, казачек и невинных детей, а в их числе казаков и казачек МОКО Союза казаков России: Ольги( Чаус), Сергея (Растокина), Александра (Горбачева), Сергея (Монастырного), Виталия (Рошко), монаха Владимира (Чуева, и с ними всех тех, о ком просят помянуть молящиеся.
После совместной молитвы казаки и атаманы округа были угощены обедом в трапезной храма.
Затем состоялась встреча казаков с ответственным секретарем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священником Тимофеем Чайкиным.
Отец Тимофей рассказал участникам встречи об истории казачьего храма, в котором несет служение с ноября 2017 года. «Более полное наименование храма звучит как храм-Памятник русской скорби в честь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой “Отрада и утешение”, на Ходынском поле в Москве в память Великого князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за царя и Отечество от руки злодеев-революционеров крамолою 1905 года при I гренадерской графа Брюса артиллерийской бригаде в Николаевских казармах».
А началось строительство храма 2 декабря 1906 года, когда к московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского округа С.К.Гершельману обратился с прошением почетный член Русского монархического собрания в Москве действительный статский советник И.А.Колесников. В этом прошении он писал: “Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни на пользу мирных ее жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я уроженец тихого Дона, возымел намерение соорудить за свой собственный счет и под моим личным наблюдением, Храм для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадерской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле, на следующих условиях:
1) Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой “Отрады и утешения”. Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве “отраду” за понесенные ими труды и “утешение” в случае постигающего их горя.
2) Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича, своею смертию от руки злодея революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине”.
Торжественная закладка храма была совершена при огромном стечении народа в день рождения князя 29 апреля 1907 года и началась с величественного крестного хода из Кремля. 5 апреля 1909 года состоялось освящение храма. Возведённый в византийском стиле, он своим обликом отчасти напоминал знаменитую церковь Двенадцати апостолов в греческих Салониках. Четыре мощных пилона (опоры) поддерживали стены основного сооружения, выполненные из красного и жёлтого кирпича и увенчанные куполом с 12 вертикальными окнами. На вершинах каждого из пилонов были установлены малые главки, что создавало вид пятиглавия. С западной стороны храма помещалась богато отделанная звонница. Внутренний объём помещения позволял присутствовать на богослужениях одновременно пяти сотням молящихся. Внимание привлекал мраморный иконостас, отличавшийся тонкой резьбой и украшенный золотой отделкой, а также плащаница – уникальное произведение золотого и шёлкового шитья, созданное сёстрами Алексеевского женского монастыря по эскизам В. М. Васнецова. Там же была представлена написанная им икона «Тайная вечеря».
Остальные иконы выполнены московским иконописцем В. П. Гурьяновым. По внутренним стенам располагались громадные мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, убитых по политическим мотивам в 1904 -1907-х гг., включая не православных, то есть всех “убиенных крамольниками жертв по 73 губерниям, областям, городам и воинским частям, в количестве 1845 человек”. Их, размещенных по обеим сторонам храма, как бы соединяла надпись на средней арке: “Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя”. Впоследствии при участии Великой княгини Елизаветы Федоровны при храме была организована Община сестёр милосердия.
5 февраля 1924 года храм закрыли. В конце 1980-х на его месте планировали площадку для разворота машин, подъезжающих к моргу Боткинской больницы. Однако, главный врач больницы И. П. Кузин предложил вернуть его Церкви с тем, чтобы воссоздать здесь вновь первую в СССР больничную церковь. Восстановление храма началось в 1990 году. 5 января 1991 г. церковь вернули верующим.
По просьбе казаков о. Тимофей рассказал и о священнослужителях храма. Почетным настоятелем храма является митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
Фото на территории храма. Слева направо: В. Хромов; А. Царенко; Н. Селин; В. Криулин; Ф. Ванюрихин; о. Тимофей Чайкин; А. Масютин; О.Дьков; Хоругвь Пророк Осия; С. Мечников; Б. Осинцев; В. Фирсанов; Н. Подолинский; М.Орлов.
Далее перешли в здание Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и, помолившись, как и полагается казакам перед всяким делом, приступили к проведению атаманского правления.
Сначала слово было предоставлено иерею Тимофею Чайкину, который рассказал о значении Великого поста: «Это важнейший и самый древний из многодневных постов, время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению. Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную пищу в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Нет, конечно. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Великий пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом наша малая жертва Богу. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Это период воздержания от привычных удовольствий, к которым привык православный христианин. К числу удовольствий Русская Православная Церковь относит не только еду, но и развлечения — духовные и телесные. В чем смысл поста? Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон? До поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал поражений. Господь наш был вождем и первенцем этой победы. И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».
Далее атаман В. Криулин зачитал регламент проведения правления, перечислил вопросы повестки заседания, а также был назначен секретарь (Ф. Ванюрихин). Особое внимание при обсуждении было уделено вопросам организации работы МОКО, взаимодействия казаков и повышения их исполнительской дисциплины.
По окончании заседания ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин вручил всем присутствующим памятные подарки – Молитвослов православного казака, другие православные книги.
Пресс-служба МОКО СКР
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
Использовались материалы интернет-сайта храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле