ВСКО.РФ
ВСКО.рф » Центральное казачье войско » Бродники предки донских казаков?
ВСКО.рф » Центральное казачье войско » Бродники предки донских казаков?

    Бродники предки донских казаков?





    Российский историк Петр Васильевич Голубовский (1857-1907) считал, что славянское население Дона под давлением кочевников сгруппировалось в корпорацию ставшую известной как бродники. Славяне Дона подверглись культурному влиянию половцев и приобрели черты свойственные тюркским кочевникам.

    В дальнейшем эти люди будучи христианами повели беспощадную борьбу с пришедшим в степи исламом и стали известны как казаки.

    Если обратиться к историческим источникам, то никаких фактов указывающих, что бродники были чисто славянами нет.

    Сторонники славянского происхождения бродников вспомнят воеводу Плоскиню и битву на Калке. Правда, по одному единственному имени или скорее прозвищу делать какие-то выводы сложно.

    Люди со славянскими корнями среди бродников несомненно были. Как, впрочем, могли там быть тюрки, венгры и аланы.

    Сколько среди них было христиан тоже сложно сказать. Но видимо достаточно.

    Бродники принимают участие во втором нашествие татаро-монголов, в походах Батыя. В 1241 г. венгерские миссионеры в своем письме указывают со слов беглецов-русских, покинувших Киев после разгрома его Батыем и эмигрировавших в Саксонию, что при татарском войске было много «злочестивейших христиан».

    Отношения бродников с монголами по видимому тоже были не однозначно союзнические.

    Часть их несомненно поддержала новых захватчиков в борьбе против половцев и русских князей. Это возможно была попытка уйти из-под контроля половцев.

    Но были скорее всего и те кто предпочёл встать на сторону проигравающих войну кыпчаков.

    В венгерских грамотах на земельные пожалования есть упоминания о поселениях бродников относящиеся к началу XIII века. Так, например это "Terra Borotnic" пожалованная клерику Гоцелину венгерским королём.

    Так что им было куда уйти вместе с ханом Котяном.

    Бродники несомненно были опытными и свирепыми воинами. Недаром Никита Акоминат писал, что бродники это презирающая смерть ветвь ταυρωσχυθῶν, народ любезный богу войны.

    Впечатление на византийцев они произвели сражаясь против них на стороне восставших болгар в 1185 году.

    Археология по бродникам довольно скудна. Но есть и интересные находки.

    "В 1991 г. экспедиция Государственной дирекции охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Воронежской области проводила охранные раскопки курганной группы, расположенной на водораздельном плато рек Дон и Старая Калитва (правый приток р. Дон) у западной окраины с. Старая Калитва. При исследовании кургана № 1 в его насыпи было обнаружено впускное позднекочевническое погребение № 3. (...) Могильная яма имела в плане линзовидную с усеченными концами форму (рис. 1,1). Длина ее 2,25 м, ширина 0,87 м. Глубина могилы от вершины кургана 1,6 м. (...) Северо-западная стенка погребения разрушена норами. Вдоль остальных стенок сохранилась облицовка, выполненная из дерева толщиной около 1,5 см. (...) С северо-восточной стороны к яме примыкала ступенька, вырезанная в материковой глине высотой до 40 см от дна. Длина ее 1,7 м, ширина до 0,4 м. На ступеньке обнаружены остатки костяка низкорослой лошади, положенной вдоль погребения передней частью на юго-восток (...) На дне могильной ямы были обнаружены остатки плоскодонной лодки. Днище ее изготовлено из одной доски толщиной до 3 см, длиной 1,68 м и наибольшей шириной в средней части 22 см. В плане оно имело форму сильно вытянутой линзы. Борта лодки изготовлены из плотной древесной коры или дерева толщиной 1,5 - 2 см. Сверху они расширялись так, что по срезу борта, на высоте 30 см, длина лодки составляла 1,94 м, а ширина в средней части - 50 см. На дне ее был найден сильно потревоженный норами животных скелет женщины, положенной вытянуто на спине головой на юго-восток (...) восточная ориентировка погребения, нахождение рядом с покойником остатков коня или его частей, положенных в анатомической последовательности, роговидные детали украшения головного убора, позволяют достаточно уверенно включить данное захоронение в число половецких памятников XII - XIV вв. . Особого внимания заслуживает факт захоронений умершего по половецкому обряду, но в лодке, до этого нигде не зафиксированный. Возможно, в данном случае мы имеем дело с представителем так называемых "бродников"." (К. Ю. Ефимов (Воронеж) ПОЗДНЕКОЧЕВНИЧЕСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ В ЛОДКЕ У СЕЛА СТАРАЯ

    Дальнейшая судьба бродников оставшихся в Донских степях нам неизвестна. Могли они стать предками Донских казаков? Доказательств этому нет, но и исключать такой возможности тоже нельзя. Остаётся надеяться, что в будущем историческая наука прояснит судьбу народа угодного богу войны.

    https://zen.yandex.ru/


    Похожие новости
  • Антифеодальная борьба на Руси и зарождение Донского казачества
  • Казаки: кто они такие на самом деле
  • Генетики поставили точку в споре являются ли казаки русскими или нет
  • Минимум славянской крови
  • Пространство свободы: история и мифы казачьей вольницы

  • Добавить комментарий
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.