11 декабря 1842 года епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий Вениаминов прибыл в Нижнекамчатск. И в этом не было ничего удивительного — с 19 августа 1842 по 9 февраля 1843 года, 174 дня, епископ Иннокентий путешествовал по вверенной ему епархии.
Удивительное начнется позже, что вообще, наверное, очень характерно для нашей отечественной истории. При жизни камчатский епископ станет митрополитом Московским и Коломенским. После смерти — апостолом Сибири и Аляски. Точнее — Аляски, потому что Сибири и самой Камчатке не позволено было иметь святых, и мы совсем недавно только начали осознавать значимость этого великого человека, его святость.
Но самое удивительное, что даже сегодня святыми для нас становятся не только его деяния, слова и мысли, но и многое другое, с чем некогда была связана его жизнь.
Об этом и будет мой рассказ.
На следующий день после приезда в Нижнекамчатск епископ сделал в своем путевом журнале следующую запись:
«Церковь деревянная, прочная, собранная из двух церквей, существовавших здесь до 1827 года, проповеднической Успенской и приходской Николаевской. Престол в ней один в честь и память Успения пресвятой богородицы. Колокольня начата строиться, пока не докончена за неимением средств. Утвари, ризницы и образов в серебряных ризах очень много, так что всего серебра и утвари до пяти пудов; и в этом отношении она есть первая из всех Камчатских и прочих в Камчатской епархии находящихся церквей; но вкладами ныне очень не богата по малости и бедности прихожан.
Нижнекамчатская церковь по времени существования есть первая из всех церквей Камчатской епархии. В 1742 году определенный в Камчатку для проповеди слова Божия архимандрит Иоасаф Хотунцевский в Нижнекамчатске имел свое пребывание при Успенской, которая с того времени и до 1823 года называлась проповедническою, а священники и причетники проповедническою духовною Свитою».
Таким образом, епископ Иннокентий одним из первых в России подчеркнул значение Нижнекамчатской церкви Успения Богородицы в истории русского православия на Дальнем Востоке Российской империи и в Русской Америке.
В последующих трудах Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, мы обнаруживаем и то, что он — опять же первым! — пытался определить и истинную дату начала летоисчисления русского православия в Русской Америке. И определил ее гораздо точнее, нежели это сделали историки после него — те ошиблись на полстолетия.
«…Казак Андреян Толстых, около 1743 года открывший острова, известные под именем Андреяновских, вероятно, первый начал крестить тамошних жителей. Мещанин Иван Глотов, открывший острова, известные под именем Лисьих, в 1759 году первый окрестил малолетнего сына одного из родовых начальников лисьевских алеутов, которого он вывез с собою в Камчатку, где этот первенец Уналашкинской церкви прожил несколько лет и, выучившись русскому языку и грамоте, возвратился на свою родину с властию главного тоена (начальника), данною ему от Управлявшего Камчаткою, и очень много примером своим содействовал распространению Христианства… На Кадьяке христианская вера явилась уже во время пребывания г. Шелихова, основателя нынешней Американской Компании и первого ктитора Американских церквей».
Иными словами, утверждал митрополит Иннокентий, история русского православия Русской Америки связана с самым начальным периодом ее освоения — задолго до создания Российско-Американской компании. А освоение Алеутских островов и Аляски началось именно с Нижнекамчатска. Как из Нижнекамчатска же пришло сюда православие — через полномочных представителей Успенской проповеднической церкви — казаков, промышленников, мореходов.
Сам РУССКИЙ НАРОД нес православие в Русскую Америку.
С какого же года это все началось? Вероятно, с 1747 года, когда мореход Михаил Неводчиков вывез с открытых им Ближних Алеутских островов алеута Темнака (Томиака).
Стало быть, митрополит Иннокентий был абсолютно o прав — история русского православия в Русской Америке начинается с 40-х годов XVIII столетия. Но словно вырваны кем-то специально эти страницы из истории. Несмотря на это, святой Иннокентий спустя век все же вносит свои поправки в историческую правду. Мы же обязаны добиться, чтобы эти поправки были внесены и в официальную историю русского православия в Северо-Западной Америке и изменить очередную дату церковного юбилея на Аляске — не 200 лет в 1994 году, а 250 лет в 1997!
Это одно из удивительных вмешательств святого Иннокентия в нашу сегодняшнюю жизнь.
А вот и другое. Вспомните первую цитату (из путевого журнала) об Успенской церкви.
Так вот, первая из церквей Камчатской епархии каким-то чудом сохранилась. Первая и последняя из камчатских церквей. Единственная. Не сохранился сам Нижнекамчатск — былая столица Камчатки, первый ее город. Все снес ветер времени. А Успенскую церковь пощадил.
Конечно, не осталось здесь ни риз, ни богатых окладов, ни икон — все расхищено и осквернено. Власти, закрыв церковь в 20-х годах, пытались приспособить ее то под ясли, то под клуб, то под гараж. Затем и вовсе бросили — за ненадобностью.
Выпилена часть стены, взломан пол — кто-то искал клад, срублены кресты, пробита крыша. Но сруб остался. Еще крепок. Цепки замки бревен. Плотно лежит многослойная береста… То есть церковь можно восстановить. Сохранить святыню — колыбель русского православия. Отдать ее верующим и открыть в церковь широкий доступ людей. Ветер перемен коснулся сегодня многих из нас, начался процесс национального возрождения, и мы, наконец, почувствовали себя сыновьями РОССИИ. Нам небезразличны стали наши святые, их деяния и судьба, ближе общечеловеческие идеалы и заповеди православия, дороже исторические события и факты из жизни россиян.
А вот и первые плоды этого духовного возрождения: в Усть-Камчатске (районном центре, на территории которого находится Успенская церковь) начаты работы по созданию Исторического культурно-этнографического центра «Нижнекамчатский острог» и восстановлению церкви Успения пресвятой Богородицы как действующего храма или храма-памятника. Эти работы ведет межотраслевое объединение, в которое вошли в качестве учредителей ведущие организации Усть-Камчатского района. Возглавил объединение директор Усть-Камчатской лесоперевалочной базы Геннадий Борисович Березкин. Объединение осуществляет свою деятельность под эгидой Усть-Камчатского райисполкома (председатель — Валерий Николаевич Потапов).
Чтобы успеть вовремя и качественно завершить работы по восстановлению Успенской церкви и созданию Исторического культурно-этнографического центра «Нижнекамчатский острог», Усть-Камчатский райисполком и Общество изучения Охотско-Камчатского края и Русской Америки учредили Фонд восстановления Успенской церкви.
Его счет №700823 в Камчатпромбанке г. Петропавловска-Камчатского, МФО 275330.
Кроме того, правление Фонда обратилось к губернатору штата Аляска, православным общинам и общественности Аляски и Калифорнии с призывом о создании там фондов помощи в восстановлении Успенской церкви.
Итогом этой совместной работы должно стать восстановление утерянных духовных, нравственных, культурных и экономических связей трех исторических центров Русской Америки: Нижнекамчатска, Новоархангельска — столицы Русской Америки — и форта Росс. Связей, освященных именем святого Иннокентия.
Полностью книгу можно прочитать в "Библиотеке Северной Пацифики"
http://www.kamchadaly.ru/