События, о которых вспоминают в этот день, происходили на протяжении не одного десятилетия, но пик пришелся на становление советского режима.
Периодов, когда народ подвергался несправедливым гонениям, физическому уничтожению, попранию гражданских прав, было немало. Одним из первых стало начало 20-х годов, когда продразверстка привела к злоупотреблениям новой власти на селе.
Кубань
Опираясь на данные кампаний по реабилитации, ученые говорят о примерно ста тысячах репрессированных кубанцев.
Кубань — территория, которая после присоединения к Российской империи заселялась разными сословиями и национальностями и потому сконцентрировала в себе множество острых противоречий, прошла этот временной период с огромными потерями. Памятники жертвам политических репрессий установлены в Краснодаре, Анапе и Новороссийске, Кабардинке и Витязево, в Кущевском, Крымском, Ленинградском районах.
Дела рассматривали упрощенно, приговоры выносили «тройки» и ревтрибуналы. Так, в ноябре 1937 года «тройка» Управления НКВД по Краснодарскому краю поставила своеобразный рекорд, завершив 1252 уголовных дела за день.
Краевед Иван Бойко рассказывает, что кулаков в его родном Новопокровском районе, на тот момент занимавшем большую территорию (в состав входили станицы Новопокровская, Новолокинская, Успенская, Ильинская, Калниболотская, Новоивановская, Плоская и т. д.), можно было посчитать на пальцах.
— В 1929 году хозяйства бедняков и середняков в Новопокровском районе составляли около 90% от численности всех крестьянских хозяйств; 9,99% — зажиточные крестьянские хозяйства и 0,01% — кулацкие, — делится данными исследователь. — Поэтому кулаков для отражения в сводках, доказывающих «напряженную борьбу с эксплуататорами», приходилось выискивать и среди бедноты.
Даже в воспоминаниях нашего известного краеведа Василия Самохвалова, стоявшего на твердых коммунистических позициях, отмечается: «Партийным и советским руководителям на местах всюду мерещился саботаж, и они допускали левые перегибы… имели место факты принудительного изъятия хлеба у крестьян-середняков (и у колхозников тоже). Вместе с саботажниками из ряда станиц была выслана часть трудового крестьянства».
Целая станица могла подвергнуться санкциям, если не выполнила хлебопоставку. Она заносилась на «черную доску» — вводился комендантский час, поселение оцеплялось, прекращались все хозяйственные операции, закрывались магазины до тех пор, пока хлеб не будет сдан.
Пожалуй, самой известной является волна репрессий, спровоцированная 58-й статьей Конституции СССР, принятой в конце 1936 года, когда «неблагонадежных» граждан тысячами начали ссылать в лагеря, а система тюрем разрослась в целое государство в государстве.
Забайкалье
Одно из самых молодых казачьих войск — Забайкальское — успело показать свою доблесть в четырёх военных кампаниях. Защищая Родину, сменялись поколения казачьих родов. Множились заслуги, добавлялись в семейные летописи рассказы о боевых походах, росло число Георгиевских кавалеров в казачьих семьях. Из этого и состояла жизнь казака.
Привычные к тяготам и лишениям службы, не знали казаки, что судьба готовит им самое тяжёлое испытание — вражду между собой. Пришло страшное время — раскололось, а потом и совсем кануло в Лету забайкальское казачество. Дрогнули от этих событий казачьи семьи, не все из них смогли справиться с пришедшей бедой.
Трагическую историю забайкальского казачества местные краеведы раскрыли на примере рода Казаковых.
В день памяти жертв репрессий неуместны дискуссии о том, были ли оправданны действия исполнительных властей и органов госбезопасности. Долг потомков — помнить о невинно пострадавших и расстрелянных и сделать все, чтобы подобное никогда не повторилось.
(По материалам изданий «ЮгТаймс» и «Забайкальский рабочий»)
https://vsko.ru/